Национальный банк ввел ряд ограничений на рефинансирование банков
Нацбанк сократил до трех месяцев максимальный срок рефинансирования банков. Кроме того, он убрал из перечня некоторые виды операций, по которым регулятор может предоставить деньги. Об этом говорится в постановлении НБУ №259, которым утверждена новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков.
Национальный банк поменял правила рефинансирования. Вполне вероятно, что новый документ принят в рамках очередного упрощения системы. Предыдущее постановление принималось в 2006 г., до этого в 2003 г. В обоих случаях документы обрастали бесконечными дополнениями и уточнениями. В целом новый документ получился в несколько раз короче предыдущего.
Несмотря на бессмысленность в условиях кризиса, максимальный объем возможного рефинансирования оставлен на уровне 50% регулятивного капитала банка. Зато документом сокращается максимальный срок рефинансирования банков с года до 90 дней. То же самое касается и депозитных операций Нацбанка. Еще НБУ отказался от рефинансирования путем операций «своп» — когда гривня предоставляется в обмен на иностранную валюту.
Опрошенные эксперты затруднились сказать, зачем нужно было сокращать сроки рефинансирования. «Думаю, Нацбанк сократил максимальный срок рефинансирования, чтобы к нему чаще заходили»,— иронизировал казначей одного из крупных банков.
Экс-зампред НБУ Сергей Яременко отметил, что срок рефинансирования в три месяца в экономической теории относится к инструментам краткосрочного регулирования. По его словам, в положение о рефинансировании должны были закладываться приемы оздоровления экономики через банковскую систему. Когда стало очевидным, что иностранных инвестиций не будет, необходимо рефинансирование. «Но Нацбанку дали по рукам, и он пять месяцев простоял без дела. Подозреваю, что сегодня НБУ совершенно не настроен следить, чтобы деньги шли в реальный сектор, и хочет просто регулировать ликвидность банковской системы»,— говорит эксперт.
«Рефинансирование на три месяца — это средства на покрытие временных разрывов финансовых ресурсов. Никакой реанимации банковской системы не получится. Деньги такой длины никакого отношения к оживлению экономики не имеют — они замыкаются на импорт. Такая практика ведет к дальнейшей деградации экономики — вымываются секторы, требующие длинных денег»,— считает господин Яременко.
Исключение свопов из перечня операций, по мнению упомянутого казначея, ничего не поменяет. «Есть операции, которые были прописаны, но Нацбанк никогда их не проводил. Это как рефинансирование под залог векселей — пойди попробуй»,— подчеркнул эксперт.
Еще одно нововведение, прописанное в положении, напрямую касается кризиса. До сих пор НБУ оговаривал, что в качестве обеспечения под рефинансирование принимает только однородный залог: ОВГЗ, депозитные сертификаты, векселя, облигации местных займов или другие документы. Теперь Нацбанк, в зависимости от ситуации на денежно-кредитном рынке, распорядительными документами может принимать решение о взятии под обеспечение кредита рефинансирования однородного или смешанного залога.
Постановление НБУ №259 зарегистрировано в Минюсте 6 мая и вступает в силу через 30 дней после регистрации.