Национальный банк отказался рефинансировать коммерческие банки под залог их акций
Национальный банк отказался рефинансировать коммерческие банки под залог их акций, но добавил в перечень приемлемого для себя обеспечения векселя
Банкиры считают, что регулятор поменял шило на мыло, и утверждают, что и акции, и векселя в условиях кризиса не стоят ни копейки и могут использоваться для вывода из банков капитала.
Центробанк разослал своим подопечным письмо (№14-011/1427-4380) с обновленным перечнем обеспечения кредитов рефинансирования, которые будут выдаваться во втором квартале 2009 г. В списке остаются государственные облигации всех выпусков, депозитные сертификаты НБУ, гарантированные правительством, и обычные ипотечные облигации Государственного ипотечного учреждения. В перечне также остаются муниципальные облигации и облигации предприятий, которые соответствуют требованиям положения о регулировании ликвидности банков.
Между тем Нацбанк с апреля отказывается принимать в залог под рефинансирование акции собственников коммерческих банков. Как пояснил «i» источник в правлении регулятора, это связано с двоякой трактовкой стоимости таких акций в НБУ и Кабмине. «Порядок рефинансирования банков, утвержденный Кабмином, предусматривает, что оценка акций проблемных учреждений будет производиться по некоей методике Кабмина. Но она пока неизвестна»,— говорит нацбанковец.
Кроме того, у большинства крупных банков акции и многие другие объекты обеспечения уже находятся в залоге у Нацбанка, и регулятору просто нечего принимать в покрытие своих кредитов. «Поэтому мы и расширили список залогов»,— говорит чиновник.
Банкиры смотрят на решение под другим углом. «Если в конце прошлого года НБУ рефинансировал банки под акции и угрожал собственникам, что за плохое поведение заберет их себе, то сейчас такими мерами никого не запугаешь. Наоборот, попросят забрать — потому что продать банк по номиналу сейчас очень выгодно»,— говорит один из финансистов.
При этом его коллега из крупного иностранного банка удивляется появлению в списке залогов авалированных векселей других банков и учтенных векселей субъектов хозяйствования. «Векселя, как и акции, в условиях экономического кризиса не стоят ничего,— утверждает банкир.— Поэтому мне непонятно, чем они так приглянулись НБУ».
Банкир полагает, что такая схема рефинансирования может быть прописана под какой-либо крупный региональный банк, которому просто нечего больше заложить в Нацбанке. «Правда, если банк не сможет вернуть долг в НБУ, то за его акции можно получить хоть что-то, а вот за векселя третьего лица — вряд ли»,— разводит руками банкир.
Поэтому, по его мнению, такие схемы могут быть использованы для вывода капитала из банков. Специалист напоминает, что с помощью кредитования под залог векселей был обескровлен не один банк (наиболее яркими примерами вексельного банкротства были банки «Гарант», КУБ и Интерконтинентбанк).
В свою очередь, исполнительный директор ФГ «Консалтинг и Инвестиции» Дмитрий Поддубный утверждает, что НБУ делает правильно. «У банков сейчас просто нет никакого обеспечения, поэтому НБУ, чтобы поддерживать их ликвидность, вынужден вводить в перечень обеспечения даже самые экзотические инструменты»,— говорит эксперт.