Колонка редактора
Сегодня украинская финансовая система еще на один шаг приблизилась к кризису. Я говорю об этом как гражданин и журналист, наблюдающий за бессилием отцов нации.
Просто смешно наблюдать за тем, как власть в поте лица борется с кризисом, который она сама и спровоцировала. «Мы — европейцы, и должны жить как европейцы!»,— кричали нам с трибун политики, пока страна активно закупала импортные товары в долг за счет внешних займов.
В итоге мы получили громадную дыру в текущем счете платежного баланса и внешний долг в размере $100 млрд. Из этих средств на развитие собственной экономики были потрачены миллионы, а на проедание — миллиарды. Понижая таможенные пошлины и проталкивая Украину в ВТО, Кабмин сознательно уничтожал собственного производителя, который работал на украинских потребителей. Действительно, зачем такой нужен, если есть мощные и красивые экспортеры? Они привозят в страну так много валюты, что Нацбанк не только активно пополняет резервы, но и играется с курсом гривни — укрепляет его для борьбы с валютными спекулянтами (2005 г.) и для удешевления импортных товаров (2008 г).
Где эти экспортеры теперь? Машиностроение раздавлено нормами ВТО, химики не переживут новых цен на газ, а металлурги получили право беспрепятственно продавать за рубеж свою продукцию по ценам вдвое ниже себестоимости. И в этот момент иностранцы перестают нас кредитовать. Приток валюты в страну начинает потихоньку пересыхать, и мы на грани обвала курса.
В таких условиях властям нужно было бы максимально консолидировать свои усилия по финансовой поддержке банковской системы, гарантировать каждый экспортный контракт, ограничивать импорт. А мы вместо этого продолжаем политическую возню и заигрываем с населением. Пока центробанки мира опускают ставки ниже плинтуса и активно рефинансируют своих подопечных, НБУ заявляет о необходимости стерилизации денежной массы и подавлении инфляции. Пока Россия выделяет своей финансовой системе бюджетную поддержку в размере $85 млрд., СНБОУ выделяет 417,5 млн. грн. на проведение досрочных выборов.
За какие деньги покрывать дефицит текущего счета и отдавать долги? Пока выходит, что за деньги населения. Введя мораторий на досрочное изъятие депозитов, Нацбанк сохранил безопасность банковской системы на ближайшие месяцы и позволил банкам спокойно готовиться к возврату внешних долгов.
По-моему, банковская система превращается в один большой банк «Украина». Правда, расплата за его крах уже не будет такой легкой. В 2001 г. ограничение на снятие депозитов в банках Аргентины, введенное перед девальвацией песо, привело к массовым беспорядкам, низложению правительства и разгрому центробанка. История может повториться.