Зарубежные инвесторы сокращают объемы вложений в корпоративные облигации...
Зарубежные инвесторы сокращают объемы вложений в корпоративные облигации. Однако отсутствие у банков свободных ресурсов приводит к тому, что большая часть облигаций предъявляются к оферте. До конца года эксперты ждут первых дефолтов ритейлеров и строителей.
Начало текущей недели ознаменовалось массированными продажами корпоративных облигаций на ПФТС. Общий объем торгов за три дня составил 656 млн. грн. и обещает увеличиваться дальше. Конечно, иностранные инвесторы выходили из облигаций и летом, однако это было не так заметно, как в последние дни.
«Резкое обострение мирового финансового кризиса, совпавшее с негативными изменениями в политической обстановке в Украине, вызвало массовый выход зарубежных инвесторов из украинских активов на прошлой неделе. При этом корпоративные облигации стали одним из инструментов, от которого нерезиденты избавлялись наиболее активно»,— говорит аналитик Альфа-банка Александр Веденеев.
Несмотря на глобальную переоценку рисков иностранными инвесторами, по сути, кредитные риски по обращающимся облигациям практически не изменились. Значительное повышение доходности по некоторым бумагам при неизменном качестве эмитентов привлекло финансовые институты резидентского происхождения. Таким образом, основными покупателями «сбрасываемых» облигаций стали финучреждения, имеющие свободный запас ликвидности,— в основном это крупные банки. Они преимущественно покупают облигации других банков с хорошей доходностью. Например, облигации «Райффайзен Банка Аваль» и Укрсоцбанка сейчас дают по бидам (агрессивная продажа по ценам покупки) доходность 18-20% годовых.
Аналитик компании Foyil Securities Владимир Габриэлян отмечает, что на сегодня довольно привлекательны на рынке бумаги «Фуршета» (серия В) с доходностью около 20% по бидам. Подобную доходность также обеспечивают «Кернел-Трейд» (серия С), «Союз-Виктан» (серия А) и другие компании сектора «Ритейл и потребительские товары». По словам исполнительного директора ФГ «Консалтинг и инвестиции» Дмитрия Поддубного, для банков корпоративные облигации стали частью рынка межбанковских ресурсов — инструментом для проведения сделок с ресурсами на межбанковском рынке, позволяющим избежать необходимости формировать резервы под кредиты.
Однако очень многое зависит от общего лимита, открытого банками на ту или иную корпоративную облигацию. Если бумага не имеет открытого лимита в ряде крупных банков, то, несмотря на ее высокую доходность, она не интересна на рынке. Поэтому сейчас можно без проблем найти облигации больших и рентабельных компаний, по которым биды стоят на уровне 25-28% годовых, в то время как облигации, популярные среди банков, котируются по бидам не выше 18% годовых.
Впрочем, высокий спрос среди банков не гарантирует эмитентам спокойствия. По мнению председателя правления Сбербанка России Вячеслава Юткина, в ближайшие месяцы многие банки столкнутся с проблемой низкой ликвидности. Закрытие лимитов на украинские банки, которым будет необходимо погашать синдицированные кредиты, приведет к сокращению объемов свободных ресурсов на рынке. Следствием этого процесса станет предъявление большинства корпоративных облигаций к оферте.
«Практически все бумаги, срок оферты по которым наступит в ближайшее время, подвержены риску преждевременного погашения. При этом по оферте может быть предъявлено от 40 до 100% всего объема выпуска, тогда как в 2007 г. к выкупу в среднем предъявлялось только 5-10% каждого выпуска.
Особенно негативны перспективы у компаний с низким кредитным качеством — оферты по их ценным бумагам наиболее вероятны»,— отмечает Александр Веденеев. По его оценкам, компании уже сейчас напряженно проходят через оферты, что повышает вероятность возникновения технических дефолтов.
В свою очередь, председатель совета директоров КУА «Инвестиционный капитал Украина» Валерия Гонтарева считает, что говорить придется не о техническом (т.е. задержке в оплате), а о реальном дефолте. По мнению эксперта, к офертам будут предъявлены многие облигации небольших банков и строительных компаний.
Дмитрий Поддубный считает, что самые высокие риски сконцентрированы в строительной отрасли и производстве строительных материалов. «Не исключено, что скоро мы станем свидетелями банкротства ряда строительных компаний, поэтому облигации этих предприятии имеют самый высокий риск. На втором месте по уровню риска находятся облигации химических компаний. Высокие цены на нефть и газ могут привести к существенному снижению рентабельности этого бизнеса, и компании окажутся пред проблемой технического дефолта по своим ценным бумагам»,— отмечает господин Поддубный.
Глава департамента анализа финансовых рынков «ИНГ Банк Украина» Александр Печерицын добавляет к списку наиболее рискованных облигаций бумаги торговых компаний (ритейла электроники). В Украине пока не было громких дефолтов эмитентов (если не считать банкротства компании «Агропродукт»), поэтому реакцию рынка на цепочку дефолтов спрогнозировать сложно. Правда, уже сейчас можно предположить, что банкротство компаний из перечисленных выше секторов еще больше подорвет доверие населения к фондовому рынку и приведет к банкротству отдельных КУА.
Большинству фондовиков удается удерживать средства населения в своих компаниях за счет облигационных фондов. Это единственный род ИСИ, который с января 2008 г. показывал стабильную доходность. В случае же дефолта эмитента, облигации которого находятся в портфеле фонда, ИСИ будут оценивать такую инвестицию в ноль и показывать убыток. «В результате будет происходить уменьшение стоимости чистых активов фонда (в этом году многие показали уменьшение СЧА на 20-30%). Выкуп и погашение сертификатов/акций фонда происходит по СЧА»,— отмечает Валерия Гонтарева.
При этом эксперты отмечают, что рыночные инвестиционные фонды, как правило, очень внимательно подходят к покупке корпоративных облигаций. «Многие фонды избавились от ненадежных корпоративных облигаций, поэтому ожидать банкротства облигационных рыночных фондов не приходится. Но не исключены большие проблемы в кэптивных инвестиционных фондах (обслуживающих дочерние компании промышленных или торговых монополий или банков) и фондах под управлением непрофессиональных управляющих. В этих фондах активы состоят из множества некачественных ценных бумаг, и поэтому риск дефолта у них большой»,— резюмирует Дмитрий Поддубный.