Финансы

Инвестфонды надеются на осень

На фоне падающего рынка только один из открытых фондов показал позитивную доходность за август. Им оказался «ОТР Классический», работающий с мая

На фоне падающего рынка только один из открытых фондов показал позитивную доходность за август. Им оказался «ОТР Классический», работающий с мая. Остальные 19 открытых фондов показали отрицательные результаты — от минус 0,36% до минус 7,48% за месяц. Судя по динамике индекса ПФТС (-14,13% за тот же период), закрытые фонды с конца июля до конца августа тоже покажут отрицательную доходность. Большинство из них основные средства инвестируют в акции, которые в прошедшем месяце стремительно теряли в цене.

Естественно, на фоне таких успехов фонды не могли похвастать притоком инвесторов. Население несло деньги в банки — депозиты в гривне гарантируют хотя и небольшую, но доходность. Но управляющие компании надеются на скорую смену тенденции на фондовом рынке. «В сентябре разумно ожидать, скорее, положительную динамику рынка»,— считает управляющий директор КУА «Драгон Эссет Менеджмент» Андрей Золотухин.

Все опрошенные эксперты говорят одно и то же — цены на украинские акции упали уже настолько, что торгуются за бесценок. Сегодня на рынке трудно купить приличные бумаги по заявленным ценам. Хотя, конечно, это не означает, что индекс ПФТС остановился в падении. «Мой опыт показывает, что всегда есть куда снижаться»,— отметил один из управляющих.

Еще один фактор дает надежду на восстановление. У многих компаний, которые концентрировали бумаги, в августе-сентябре запускаются новые фонды. «Например, за инвестсертификатами «Тройки Диалог» идет настоящая охота — бренд работает сам по себе. Запуск фондов означает уже совсем другие интересы. Компании наверняка какое-то время смогут подержать рынок за счет собственных ресурсов»,— считает президент фондов КУА «Амадеус» Михаил Ройко.

Впрочем, сильно рассчитывать на новые фонды пока не приходится. «Думаю, на украинский рынок больше повлияют нормализация ситуации в США и приход портфельных инвесторов. То, что «Тройка Диалог Украина» или еще кто-то запускает фонды, может помочь рынку. Но я не думаю, что это будет глобальным фактором»,— полагает Андрей Золотухин.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Михаил Ройко
президент фондов КУА «Амадеус»:

— Чтобы в фонды вернулись приватные инвесторы, достаточно выполнить два условия. Первое — индексу ПФТС нужно хотя бы три недели показывать небольшой рост. Второе — следует приглушить голоса аналитиков, которые предсказывают падение индекса чуть ли не до 100 пунктов. Ведь реально подобные вещи говорят люди, которые не имеют ценных бумаг, а просто провоцируют массовый психоз. Ведь если бы из украинских акций действительно выходили нерезиденты, то индекс ПФТС уже давно обвалился бы ниже 100 — учитывая, что нерезиденты контролируют 80% торгуемых акций, плюс-минус 5-8%. Считаю, что даже падение индекса ПФТС до 400 пунктов нереально. Мы могли бы удержаться и на 600 пунктах, если бы не российско-грузинские события, за которыми последовали сознательные спекулятивные действия по обвалу бумаг металлургов. Допускаю, это был последний эпизод перед началом восстановления рынка. К концу года мы сможем наблюдать совершенно удивительные события.

Андрей Золотухин
управляющий директор КУА «Драгон Эссет Менеджмент»:

— В сентябре возможны два варианта развития событий. Первый — на рынке начнется положительная динамика. Второй вариант предполагает, что рынок будет стоять на месте,— с небольшими колебаниями вверх и вниз. Дальнейшее снижение маловероятно. Когда 28 августа упали цены на акции, ничего нельзя было купить — никто не хотел продавать. В тот день индекс ПФТС стал лидером в мире по снижению — 56% с начала года. Этот факт начинает привлекать фонды, которые понимают, что украинские акции очень дешево стоят и их уже пора покупать. Чем больше таких инвесторов появится, тем выше шансы, что рынок начнет расти. В любом случае, мы очень сильно зависим от ситуации на финансовом рынке США. Пока ситуация там не исправится, здесь ожидать серьезных подвижек не приходится. На украинском фондовом рынке до 80% средств контролируются иностранными портфельными инвесторами. Ипотечный кризис в США привел к кризису ликвидности. Люди боятся инвестировать, причем не только в Украину, но и в другие страны. Условно, они сидят на деньгах и ждут. Получается, что мы сильно падаем не потому, что плохие активы или проблемы с экономикой. На акции нет спроса, хотя активы очень хорошие. Как только ситуация в США начнет улучшаться, люди начнут инвестировать по всему миру — в том числе в Украину, которая сегодня очень дешевая. В сентябре я бы не ожидал серьезных изменений, поскольку в США их пока тоже нет. Хотя в последнее время оттуда поступает много позитивных новостей.

Аудрюс Мицюкявичюс
инвестиционный управляющий КУА «Бонум Груп»:

— Как и прежде, рост украинского фондового рынка зависит от денег, которые поступают из-за рубежа. Украинские фонды пока погоды не делают — чтобы они подняли рынок, население Украины должно вынуть деньги из чулков и банков и вложить их в фонды. Вопрос уже не в том, уходят ли нерезиденты. Те из них, кто хотел забрать свои деньги, сделали это еще в январе, когда разгорелся кризис subprime. В результате, летний обвал цен был сделан при очень маленьких оборотах рынка. Сегодня вопрос стоит иначе: почему нерезиденты не приходят? Сегодня хорошие украинские предприятия могут продаваться с P/E (profit-to-equity — соотношение планируемой прибыли к цене акции), равным 2. Это означает, что фабрика окупится за два года, хотя реально ее P/E должен составлять 8. Это смешно, но акции такой фабрики никто не хочет покупать, потому что включилась политика. За мгновение до того, как в Украину должны были прийти деньги, начался российско-грузинский конфликт. То, что происходит сейчас, напоминает приближение холодной войны. Теперь нужно очень долго ждать, пока ситуация нормализуется. За месяц ситуация разрешится, только если первые лица России заявят, что они ни на кого не собираются нападать. Но это не происходит — скорее, наоборот. Возникают конфликты вокруг Чехии, Польши, продолжаются трения с Грузией. Какой европейский инвестор станет вкладывать в Украину после того, как министр иностранных дел Франции заявил, что следующей целью России станет Крым? Никто не захочет покупать фабрику, которую могут разбомбить в ближайшие полгода. Инвесторы направятся, скорее, на другие emerging markets — в Латинскую Америку и Восточную Европу. Такие вещи, как война, за месяц не забываются.

lyamets