Финансы

«Количество украинских банков будет быстро

2006 г. обещает стать переломным в развитии украинской банковской системы. Вслед за Raiffeisen International и BNP Paribas, купившими в прошлом году «Аваль» и УкрСиббанк, последуют и другие иностранные инвесторы. Глава представительства французского банка BNP Paribas Доминик Меню (на фото в центре) уверен, что желающих приобрести украинский банк будет много, но поместиться на рынке удастся только первым двадцати покупателям.



— Почему BNP Paribas так торопился с приобретением УкрСиббанка?


— У нас была задача приобрести крупный украинский банк сразу после «Райффайзен Интернешнл». Лидер может быстрее других завоевывать рынок, при этом с меньшими затратами.


— Когда вы планируете закрыть сделку?


— Мы передали все юридические документы в Нацбанк и Антимонопольный комитет в конце декабря. Надеемся получить одобрение в ближайшее время.


— У вас уже есть планы по реорганизации банка?


— Сейчас мы хотим закрепить в банке свою структуру менеджмента и добавить те технологии и продукты, которых не хватает банку. Пока не могу конкретно сказать, что будет добавлено, а что исключено из функций учреждения. Сейчас мы только начали глубокий анализ работы банка.


— Но вы же проводили предпродажный аудит — due-diligence…


— Due-diligenceэто как осмотр врача и постановка диагноза. Покупатель проводит его, чтобы узнать, сколько он готов заплатить за этот банк. Сейчас мы должны разобраться, есть ли у УкрСиббанка скрытые проблемы и недостатки. После этого решим, какие технологии и продукты BNP Paribas будем адаптировать в Украине.


— Сколько французских банкиров приедет в Украину для оказания дружеской «помощи» УкрСиббанку?


— Пока сказать не могу. Около сотни сотрудников украинского банка поедут стажироваться за рубеж. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что г-н Адарич останется на посту председателя правления. Пока нет смысла его менять.


— Будете ли вы демпинговать на ресурсном рынке?


— Мы сохраним банковскую маржу, присущую украинскому рынку, так как не рассчитываем только на ресурсы из Франции. Фондирование будем осуществлять и здесь, и за рубежом. Скорее всего, это будут еврозаймы, которые УкрСиббанку будет организовывать BNP Paribas.


— Почему вы согласились на приобретение только 51% акций банка, а не полного пакета?


— 51% акций — это тот пакет, который владельцы УкрСиббанка выставили на продажу. По некоторым соображениям, такая сделка даже лучше, чем приобретение полного контроля над банком. Возьмем, к примеру, банк «Аваль». Его бывшие владельцы сейчас создают новый банк «Престиж». И это означает, что туда на работу перейдет большая часть команды из «Аваля» и приведет за собой часть клиентов. Это будет тормозить развитие «Аваля» год-другой. А через пять лет мы посмотрим, кто выбрал более правильную стратегию — мы или Raiffeisen.


— Многие финансисты прогнозируют стагнацию в экономике из-за растущих цен на энергоносители. Возможно, и банки бы под шумок подешевели…


— Энергетический кризис — одновременно и шок, и шанс для вашей страны. Шок — потому что придется больше платить за газ, шанс — вы сейчас сможете быстрее модернизировать энергоемкие производства и получить преимущество перед экономиками тех стран, которые пока не ожидают всплеска цен на энергоносители. Я не думаю, что Украину ожидает экономический кризис. Платежный баланс страны обещает еще долгое время быть положительным, потому что к вам поступает большой объем трансфертов. Если направить эти деньги в экономику, Украина сможет быстро развиваться. Я также не думаю, что происходящее в Украине можно назвать и политическим кризисом. Аналогичные ситуации сейчас наблюдаются в правительствах Англии, Испании, Франции. Политика есть политика, особенно перед выборами… Несмотря на ситуацию в Украине, многие иностранные банки приняли решение участвовать в конкурсе по приобретению Укрсоцбанка. Никто не испугался. Ну а если события в Украине кого-то напугают — это будет лучше для нас. Мы получим преимущество во времени, в течение которого попытаемся отвоевать побольше рынка. Цена на такой товар как банки могла бы упасть только в случае новой революции.


— Чем Украина так привлекает иностранный банковский капитал?


— События на украинском банковском рынке напрямую зависят от общемировых тенденций. Сейчас в мире превалирует одна модель развития для банковской системы — экспансия на рынки развивающихся стран. Американские банки идут в Китай, немецкие — в Мексику. Все крупные западные банки готовы покупать розничные учреждения в развивающихся странах, где рынок финансовых услуг имеет большой потенциал для развития. После распада СССР Украина очень быстро адаптировалась к новым условиям капитализма. Украинцы готовы меняться гораздо быстрее жителей Западной Европы. Поэтому мы надеемся, что с каждым годом разница между уровнем жизни в Украине и странах ЕС будет уменьшаться, а через 10-15 лет исчезнет вовсе. Правда, для этого темпы роста экономики Украины должны быть выше, чем в Европе. Все банкиры рассчитывают на это.


— Действительно ли европейские банки идут в Украину потому, что доходность бизнеса в родных странах быстро снижается?


— Это не так. Например, прибыльность капитала BNP Paribas в Европе 21-22%. Мы идем сюда потому, что надеемся на быстрый рост украинской экономики. Кроме того, чтобы конкурировать с более крупными соперниками, европейским банкам надо быть крепче и больше, поэтому им необходимо покупать банки в развивающихся странах. Это поддерживает рост котировок ценных бумаг банков на бирже. С другой стороны, необходимо понять психологию западного населения — люди боятся дефицита государственных пенсионных фондов. Правительство подталкивает население к накоплению средств в НПФ и инвестфондах, предоставляя налоговые льготы. НПФ покупают бумаги банков. Если банк проводит политику, которая непонятна аналитикам пенсионных фондов, то они не покупают его бумаги. Тогда акции банка падают на бирже. И тут вас может атаковать другой банк. С одной стороны, все стремятся избежать такого сценария и покупают банки в других странах. С другой стороны, денег у европейских НПФ и инвестфондов очень много. Они вкладывают их в банки, тем самым стимулируя их к завоеванию новых рынков для размещения этих ресурсов.


— Но ведь есть гораздо более «прозрачные» страны, нежели Украина…


— Там уже все занято. А Украина фактически свободна от иностранных капиталов, к тому же страна занимает очень выгодное географическое положение. Здесь относительно дешевая рабочая сила и энергоносители. Вступление в ВТО приведет к отмене таможенных барьеров, снизятся расходы на транзит и таможенные пошлины. Поэтому в Украину придут иностранные компании, которые будут производить товары здесь, а им понадобятся банковские услуги западного образца.


— Какие украинские банки имеют самые реальные шансы продаться в этом году?


— Любой украинский банк из первой двадцатки, который пожелает продаться, без проблем найдет себе покупателя. Дело только в цене. Самый богатый человек в Украине Ринат Ахметов может сохранить банки — у него достаточно для этого средств. Неплохие шансы сохранить прежних хозяев и удержаться среди лидеров рынка у ПриватБанка.


— Вы поддерживаете мнение о том, что количество банков в Украине будет сокращаться?


— Да, притом думаю, что оно будет сокращаться быстро. Насколько скорым будет этот процесс — зависит от Нацбанка. Чем быстрее будет расти норматив адекватности капитала, ужесточаться ограничения на кредитование инсайдеров, тем меньше в Украине будет оставаться банков. Так было во всех странах Восточной Европы, в которых с приходом иностранных банков происходили процессы консолидации банковского сектора.


— Какие иностранные банки составят вам конкуренцию на украинском рынке в ближайшее время?


— Я думаю, что после того, как мы купили УкрСиббанк, Societe Generale будет стремиться взять реванш. Точно так же Die Erste сейчас пытается конкурировать с Raiffeisen. Однако австрийцы сейчас заняты поиском около EUR4 млрд. для покупки Banka Comerciala Romana. Неплохие шансы на украинском рынке у ОТР и Commerzbank. Итальянским банкам сегодня интересна Украина, поскольку в Италию сейчас стремятся крупные иностранные банки, и всем местным банкам, желающим удержаться на плаву, придется искать пути выхода на развивающиеся рынки. Это отражение общемировой тенденции.


Я думаю, в Украине вполне может поместиться 20 или даже больше крупных иностранных банков — емкость рынка вполне достаточна для такого количества финансово-кредитных учреждений.


— На ваш взгляд, у кого больше шансов купить Укрсоцбанк — у российских или западных банкиров?


— Вероятнее всего, покупателем Укрсоцбанка станет западноевропейский банк. Во-первых, не зря г-н Пинчук пригласил в качестве консультанта Meryll Lynch. Во-вторых, переговоры с российским Альфа-Банком слишком затянулись, чтобы быть результативными.



Персона


Доминик Меню родился 22 сентября 1955 года в г. Нанси, Франция. Десять лет работал в ведущих французских банках по направлению финансирования крупных приобретений. Работал в представительстве банка BNP в Москве, отделе оценки рисков в Европе банка BNP, возглавлял BNP-Dresdner Bank в Хорватии, руководил представительством банка BNP Paribas в Белграде. С 2005 г. — глава представительства BNP Paribas в Киеве.



Банк


BNP Paribas со штаб-квартирой в Париже входит в десятку крупнейших мировых банков и осуществляет деятельность в 87 странах. Является лидером в сфере предоставления торгового финансирования и выпуска долговых ценных бумаг. BNP Paribas входит в число 50 крупнейших компаний Европы. В конце декабря BNP Paribas подписал соглашение о приобретении 51% УкрСиббанка.



dubinskiy