Скандал вокруг строительства электрометаллургического комбината «Ворскласталь» набирает обороты. Противники строительства, используя экологическую тему, грозятся запретить его через суд. Защитники оправдываются тем, что меткомбинат — это создание новых рабочих мест и расширение ассортимента ПГОКа новой продукцией.
За три месяца, которые прошли со времени появления первой публичной информации о намерении группы «Финансы и Кредит» построить на Полтавщине промышленный гигант — электрометаллургический комбинат «Ворскласталь», — сломано множество копий. Как оказалось, диаметрально противоположные взгляды на строительство супермасштабного завода имеют депутаты Кременчуга и Комсомольска. Если Комсомольский горсовет во главе с мэром города Александром Поповым (поговаривают, близким другом Константина и Олега Жеваго, собственников ПГОКа) поддержал строительство меткомбината, то депутаты Кременчуга подали иск в Октябрьский суд своего города. Истцом выступил Александр Головач, депутат Кременчугского горсовета. По словам г-на Головача, ответчиками по делу выступают Дмитриевский и Комсомольский горсоветы, Полтавский облсовет и облгосадминистрация, областные управления экологии и земельных ресурсов. Истец опирается на то, что, принимая решение о строительстве металлургического завода, органы местного самоуправления не учли права граждан, которые проживают в этом регионе, на безопасную окружающую среду.
Владимир Бадагов, гендиректор ПГОКа и депутат Кременчугского горсовета, согласен, что говорить об экологии надо, но не на данном этапе. «Нужно было задать вопрос, послушать ответ, изучить информацию, а уж потом делать выводы. А получается, что телегу ставят впереди лошади. Есть люди, которые хотят получить определенные политические дивиденды на шумихе, развязанной в ситуации со строительством завода «Ворскласталь»,— отметил гендиректор ПГОКа. По его словам, завод строить надо. «Если мир пойдет по пути дальнейшего освоения месторождений полезных ископаемых, то у нас могут возникнуть проблемы с реализацией окатышей. Поэтому надо искать продолжение технологической цепочки»,— уверен г-н Бадагов.
По словам Владимира Белоуса, гендиректора будущего меткомбината, в течение двух ближайших лет в Восточной Европе — Польше и Румынии — будут построены два железорудных терминала. «Мощность только польского составит 7 млн. т в год. Если на европейский рынок придут окатыши из Бразилии и Аргентины, то ПГОК можно будет закрывать. Мы не сможем продавать продукцию. У них содержание железа в окатышах свыше 60-80%, а у полтавских — только 32%. Выход один — строить собственный меткомбинат чистого железа по принципу безкоксовой металлургии»,— отметил г-н Белоус.
«Полтавских рудокопов» поддерживает мэр Комсомольска. «Строительство меткомбината — вопрос национальной безопасности. Сейчас «Криворожсталь» купили индусы. И никто не может сказать, чье сырье они будут покупать. Я очень сомневаюсь, что криворожское. И тем более молчу о полтавском. Поэтому нам надо строить свой завод, который кроме всего прочего создаст десять тысяч новых рабочих мест»,— отметил г-н Попов. Честно говоря, с окатышами для местного рынка мэр города погорячился — уже давно почти 100% продукции ПГОКа уходит на экспорт.
Как это ни парадоксально, полемика и всевозможные акции протеста против строительства проходят, а сам проект под названием «Ворскласталь» еще даже не был представлен для широкого рассмотрения. Фактически, ни оппоненты «Ворскластали», ни депутаты, которые дали согласие на продвижение этого проекта, с ним просто не знакомы.
Кстати Григорий Омельченко, народный депутат, побывавший на одной из сессий Кременчугского горсовета, вообще предложил провести 26 марта в ходе парламентских выборов местный референдум по поводу строительства меткомбината. Мол, пусть народ и решит, нужен ли он региону…