Перед самым Новым годом на ПФТС прошла еще одна сделка года — был продан почти 100%-ный пакет акций Одесского НПЗ. Одесский НПЗ не менял хозяев радикально, а просто перешел от структур, близких «Лукойл-Украина», к материнской структуре. Интересно другое — сумма сделки практически идентична сумме, которую «лукойловцы» планируют вложить в первый этап реконструкции Одесского НПЗ.
В ПФТС в конце прошлого года состоялась таки сделка по продаже нефтяных активов. Правда, вместо планировавшегося конкурса по продаже 32% пакета ПНК «Галичина» был продан контрольный пакет Одесского НПЗ. 30 декабря ИФГ «Сократ» под заказ более чем за 363 млн. грн. купила 90,7% акций Одесского НПЗ. Продавцом выступили структуры, близкие к «Лукойл-Украина».
Слухи о том, что «Лукойл» переведет украинские активы в другую структуру, циркулировали с октября 2005 г. Появившаяся информация о намерениях «Лукойла» продать свой украинский завод выглядела весьма логичной с точки зрения истории владения данным предприятием. Дело в том, что Одесский НПЗ приносил владельцу одни неприятности. Еще свеж в памяти скандал 2000 г., когда ФГИ через суд пытался разорвать договор о приватизации завода россиянами. Продажа Одесского НПЗ выглядела бы логичной и со стратегической точки зрения. У компании явная «перегрузка» перерабатывающих площадей в Причерноморье. В болгарском Бургасе ей принадлежит завод мощностью более 10 млн. т, включающий нефтехимическое производство. В румынском Плоешти есть еще одно предприятие мощностью в 4,5 млн. т. С обоих заводов «украинские лукойловцы» давно и благополучно завозят черное топливо в Украину. Когда-то и сама Одесса рассматривалась как поставщик сырья (обессоленной нефти, низкосернистого мазута и вакуумного газойля) для западных заводов, принадлежащих россиянам, но что-то помешало этим планам осуществиться. Еще одним фактором является хроническая убыточность производства. Для рентабельного производства необходимо перерабатывать около 200 тыс. т в месяц, а за первое полугодие 2005 г. на заводе было переработано около 135 тыс. т. И даже несмотря на введение в эксплуатацию установки изомеризации, производство на Одесском НПЗ продолжало оставаться убыточным, учитывая очень низкую глубину переработки нефти — 48,97% (ниже только на Херсонском НПЗ — 45,67%). Поэтому логично было бы его продать. Вопрос только кому? А с этим, похоже, большие проблемы, потому что необходимо совпадение сразу нескольких условий. Первое — наличие нефти, второе — деньги на покупку и модернизацию. В модернизацию НПЗ, по словам Вагита Алекперова, президента «Лукойла», требуется вложить около $500 млн. А первая очередь потребует около $70 млн. Что интересно, эта сумма почти аналогична той, за которую и был продан завод на ПФТС — 363 млн. грн.
Стороны отказываются комментировать другие подробности сделки, но на рынке поговаривают, что завод просто отошел к материнской структуре — российской нефтедобывающей компании «Лукойл». По словам одного из «нефтяников», происходит банальная чистка баланса с точки зрения международных стандартов бухгалтерского учета. «Акции Одесского НПЗ «висели» у «Лукойла» на оффшорных компаниях. Сейчас просто перевесили этот актив на «чистую» компанию. Завод никому не нужен, кроме самого «Лукойла»,— отметил эксперт.