В начале июля многие украинские банки прибегли к повышению ставок по гривневым кредитам
В начале июля многие украинские банки прибегли к повышению ставок по гривневым кредитам. Как стало известно «i», соответствующие письма получили клиенты Кредитпромбанка, Энергобанка, Укргазбанка, ПриватБанка, «Райффайзен Банка Аваль», Правэкс-Банка и «Универсал Банка».
В среднем повышение ставки составило 4-6%, но были и тяжелые случаи. В частности, Укрсоцбанк повысил ставки по ранее выданным кредитам на покупку земли и автомобилей вдвое — в среднем до 24%.
Повышение ставок банки аргументировали изменением учетной ставки НБУ с 10% до 12% и увеличением стоимости ресурсов на межбанковском рынке (правда, если 1 июля ночная гривня котировалась банками по 13-25%, то вчера котировки составляли 3-8%.— «і»). У клиентов банков, получивших такие письма, особого выбора нет. Они могут либо согласиться с новой ставкой, либо погасить весь долг банку.
Некоторые банкиры подобную ситуацию считают опасной. «Повышение ставок может привести к резкому росту невозвратов, особенно если обслуживание кредитов выполнялось на граничном уровне»,— говорит председатель правления «Сбербанка России» Вячеслав Юткин. По его оценкам, выдержать повышение ставки на 30-40% может только заемщик, кредитовавшийся под краткосрочный спекулятивный проект, в иных случаях погашение кредита на новых условиях может быть крайне усложнено.
Банкир предполагает, что за повышением ставок стоит желание некоторых банков избавиться от заемщиков, получивших деньги по низким ставкам,— заставив их либо погасить кредит, либо рефинансировать его в другом банке. По его оценкам, дорогих депозитов (по ставке до 20% годовых) в банковских пассивах не более 30-40%. Это означает, что эффективная стоимость гривневых пассивов для банков не превышает 14-15% годовых. «Поэтому я вижу в текущей ситуации спекулятивную попытку некоторых банков заработать»,— отмечает господин Юткин.
Нацбанк пока не намерен реагировать. Как сообщил «i» источник в НБУ, регулятор не будет предпринимать какие-либо шаги для сдерживания аппетитов финансистов и реагировать на чрезмерное повышение кредитных ставок. «Взаимоотношения между банком и заемщиком регулируются договорами. Если излишне высокая ставка по кредитам будет стимулировать рост проблемной задолженности, мы будем следить за тем, чтобы банки формировали адекватный размер резервов. Если же это будет приносить им сверхприбыль, они будут платить налоги»,— заявил чиновник.
В принципе, Нацбанк понять можно. Информация о росте ставок должна выступить сдерживающим фактором для частных лиц, желающих получить заем. В условиях растущего дефицита текущего счета платежного баланса и потребительской инфляции такая антиреклама играет на руку НБУ, стремящемуся снизить темпы роста кредитования и монетизации экономики. Поэтому клиентам, столкнувшимся с повышением ставок по уже имеющимся кредитам, остается уповать только на себя и отсутствие у банков опыта судебных разбирательств при повышении ставок. При этом юридическим лицам приходится тяжелее, чем частным заемщикам, которых защищает законодательство о защите прав потребителей.