Финансы

Сжатие

Сегодня вступает в силу постановление Нацбанка №407 «О внесении изменений в инструкцию «О порядке регулирования деятельности банков в Украине». Регулятор продолжает планомерно ужесточать условия выдачи банками кредитов своим инсайдерам и методику расчета регулятивного капитала. 

Операции с инсайдерами


 


Очередной нормативный документ Нацбанка еще раз подтверждает, что регулятор всерьез намерен очистить рынок от слабых и «схемных» банков. Ведомство Владимира Стельмаха продолжает планомерно ужесточать условия выдачи банками кредитов связанным лицам (инсайдерам). С сегодняшнего дня максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру, а также совокупных кредитов всем связанным лицам, будет рассчитываться, исходя из размеров уставного капитала банка, а не регулятивного, как было ранее. Заметим, что величина регулятивного капитала всегда больше уставного на сумму нераспределенных прибылей прошлых лет, субординированных кредитов, начисленных, но не полученных доходов и других активов. То есть теперь банкирам придется снизить общий объем кредитов инсайдерам пропорционально разнице между регулятивным и уставным капиталом. При этом далеко не все банкиры смогут выделять своим «кумовьям» максимально разрешенные 20% капитала. Согласно обновленной инструкции, такое право получат лишь те банки, у которых доля негативно классифицированных активов не превышает 7%. Если в портфеле банка доля таких кредитов составляет от 7-10% всех активов, то банк сможет выдать инсайдеру не более 10% от уставного капитала. Если финансисты допускают превышение 10%-ного рубежа проблемных активов, то они и вовсе не смогут кредитовать связанных лиц.


Интересно, что года полтора назад МВФ заявлял, что, во всей банковской системе Украины доля негативно классифицированных кредитов достигает 90% (!). Негативные — это те, которые по нормативам НБУ относятся к субстандартным. Действительно, субстандартных кредитов сейчас у банков много, возможно, даже больше 50%. Однако такая классификация по украинским меркам не говорит о плохом качестве актива. Дело в том, что в разряд «плохишей» кредит может попасть из-за негативной оценки хотя бы одного из трех критериев: состояния обслуживания долга, уровня обеспечения и финансового состояния заемщика. Собака зарыта именно в последнем критерии. Всем известно, что зачастую заемщики не раскрывают на бумаге свое истинное финансовое положение, убоявшись фискальных рисков. Вот и вынуждены банки кредиты нормальным заемщикам классифицировать как негативные. «По моим оценкам, доля действительно плохих активов по банковской системе не превышает 4-5%»,— говорит заместитель председателя правления банка «Украинская финансовая группа» Андрей Кияк.


В общем, банкиры уверены, что этим постановлением регулятор продолжает планомерную работу по нивелированию рисков, которые могут возникнуть в банковской системе из-за злоупотребления активными операциями со связанными лицами. Директор департамента кредитования и финансирования проектов ТАС-Инвестбанка Александр Бондаренко уверен, что в связи со вступлением в силу 407-го постановления каких-то особых проблем у мелких и средних банков не возникнет, так как бизнес большинства из них не связан с кредитованием инсайдеров. При этом г-н Бондаренко считает, что подобные ограничения регулятор должен применять избирательно. «Мне кажется, основная задача НБУ состоит в тщательном мониторинге деятельности конкретного банка и группы предприятий, в которую он входит, и только после этого можно применять регулирующие инструменты»,— полагает банкир. По его мнению, риски, связанные с кредитованием инсайдеров, наиболее присущи ФПГ, в которых банк является второстепенным звеном. «В этом случае действия НБУ по ужесточению условий кредитования инсайдеров понятны»,— утверждает банкир. Если в финансово-промышленной группе, ядром которой является банк, инсайдеры генерируют достаточные денежные потоки и динамично развиваются, то основной риск для вкладчиков представляет отнюдь не кредитование банком связанных лиц. Гораздо больше проблем создают политические риски, связанные с бизнесом собственников банка.

Расчет регулятивного капитала


 


407-м постановлением Нацбанк положил конец «надувательству» банками своего регулятивного капитала с помощью дооценки и переоценки основных средств. Теперь в методике расчета «во внимание» принимается только недвижимое имущество банка (строения, сооружения), которое обеспечивает осуществление банковских функций. До недавнего времени такого ограничения не было, и речь шла об основных фондах банка вообще. С сегодняшнего дня регулятор запретил банкам использовать «доходный» метод оценки, который позволял им определять стоимость активов, исходя из их будущей цены. Теперь недвижимость будет зачисляться в регулятивный капитал только по ее рыночной стоимости с использованием сравнительного метода (метод аналогов продаж) и затратного метода (в случае определения текущей стоимости затрат). «Безусловно, таким образом регулятор сузил банкам поле для маневра»,— утверждает Александр Бондаренко. Но хорошо то, что переоценка учитывается в регулятивный капитал банка по результатам отчетного финансового года. «Она не учитывает возможные изменения цены на объекты недвижимости в течение года»,— говорит банкир. Особенно это важно на фоне возможного обвала цен на недвижимость, который может резко опустить «надутый» регулятивный капитал банка «ниже плинтуса».

dubinskiy