Согласно анализу, проведенному Национальным банком, ситуация в Украине сейчас очень похожа на ту, которую проходили развитые страны 30 лет назад. На преодоление технологических и инфляционных проблем им понадобилось 10-20 лет
Согласно анализу, проведенному Национальным банком, ситуация в Украине сейчас очень похожа на ту, которую проходили развитые страны 30 лет назад. На преодоление технологических и инфляционных проблем им понадобилось 10-20 лет.
Повышение цен на газ до среднеевропейского уровня вместе с дальнейшим ростом цен на нефть будут иметь серьезное негативное влияние на динамику и состояние платежного баланса нашей страны. По мнению аналитиков Национального банка, это не только усложнит процесс валютной либерализации, но и обострит дефицит гривни в экономике (так как Нацбанк планирует перейти от эмиссионного канала расширения денежного предложения к рефинансированию.— «і»).
Сегодня валютные интервенции НБУ в большинстве своем направляются на нивелирование колебаний курса гривни и не превышают 5-7% объема валютного рынка. Однако спрос на иностранную валюту на межбанковском валютном рынке во второй половине 2008 г. может ощутимо вырасти в связи с необходимостью погашения в этот период банковскими учреждениями страны внешних обязательств в значительных объемах. Это приведет к девальвации национальной валюты.
В этих условиях НБУ стоило бы иметь в своих руках механизм плавающего обменного курса для защиты от внешних шоков, однако структурные перекосы в экономике Украины жестко ограничивают поле для реформ. Ведь валютная зависимость структуры экономики налицо — продолжающийся рост отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса, по оценкам Нацбанка, по итогам 2008 г. грозит перерасти в отрицательное сальдо платежного баланса.
В свою очередь недостаток рефинансирования стимулирует рост спроса на внешние займы со стороны банков и предприятий. Не секрет, что отечественные банки активно используют валюту для кредитования, что в условиях напряженности на внешних рынках капитала усиливает валютные риски и долларизацию экономики. «Опасность вышеупомянутых тенденций связана с риском накопления чрезмерных внешних обязательств, дефолты по которым могут спровоцировать девальвацию национальной валюты и дальнейший рост инфляции»,— сказано в аналитической записке НБУ.
Экс-глава департамента валютного регулирования Нацбанка Сергей Яременко считает, что поиски правильного экономического курса при изменении цены на газ будут напоминать судороги. По мнению господина Яременко, у властей сейчас нет ответа на вопрос, при какой политике Нацбанка достигается прогнозный уровень ВВП. Если НБУ продолжит политику сдерживания роста монетарных агрегатов, это приведет к замедлению роста. В свою очередь инфляция будет расти на фоне ожидания подорожания газа. В результате, по словам эксперта, «ножницы между инфляцией и темпами экономического роста будут расширяться. Происходящие сейчас в экономике процессы — это уже стагфляция».
Перед похожими проблемами стояли развитые экономики в 1972 г., когда произошел резкий скачок цен на нефть. Тогда, чтобы снизить уровень инфляции к докризисному показателю, Японии, Австрии и Германии понадобилось 8-9 лет; Великобритании, Канаде, Швеции и США — 18-19 лет; Италии — 22 года.