Финансы

Финансовый кризис перерастает в экономический

Пик кризиса ликвидности в западной финансовой системе уже пройден, и постепенно деньги возвращаются на рынки

Пик кризиса ликвидности в западной финансовой системе уже пройден, и постепенно деньги возвращаются на рынки. Множество заявлений, подтверждающих этот факт, появилось буквально за последние две недели. Примерно похожие вещи говорили официальные лица США и Западной Европы, а также инвестиционные управляющие и аналитики крупнейших компаний.

В частности, министр финансов США Генри Полсон заявил, что американский финансовый рынок выходит из кредитного кризиса, и «худшее, скорее всего, уже осталось позади». «Нет сомнения, что дела идут сейчас лучше, значительно лучше, чем в марте»,— сказал он.

Крупнейший ипотечный кредитор в США Fannie Mae также заявил, что кредитный кризис миновал свою худшую стадию. А президент Федерального резервного банка Канзас-сити Томас Хениг даже предположил, что уже необходимо повысить ключевую процентную ставку в США, чтобы справиться с ускорением инфляции. До этого с сентября прошлого года ФРС неустанно понижал стоимость базовой ставки с 5,25%, доведя ее до нынешнего рекордно низкого уровня — 2%. Тем не менее вплоть до конца апреля борьба с инфляцией считалась менее приоритетной, чем восстановление экономического роста в Штатах.

Мнения экспертов по поводу звучащих прогнозов разделились. «В последнее время действительно появляются заявления, прогнозы и просто мнения компетентных людей по поводу того, что самое страшное уже позади. Кроме того, ФРС, и в меньшей степени ЕЦБ, действительно не сидят без дела. Но пока трудно оценить, насколько предпринятые ими меры оказались действенными. Да и реальное состояние дел на рынках оценить не так уж просто, нужно время»,— отметил аналитик компании «Телетрейд» Андрей Шеверев.

Вице-президент Foyil Asset Management Ukraine Дмитрий Мошкало, напротив, считает эти заявления ключевым сигналом для мировых рынков. «Это означает, что массовая распродажа активов финансовыми учреждениями в глобальном масштабе закончилась. Время дешевых акций уходит»,— считает он.

Господин Мошкало полагает, что мировой кризис ликвидности в первом квартале 2008 г. был спровоцирован беспокойством инвесторов. Они не могли оценить масштаб убытков, которые банки понесут в ходе ипотечного кризиса. В результате финансовые отношения между учреждениями на западе были сведены к минимуму. На пике неплатежей банки изыскивали средства любыми способами. Поэтому продавались наиболее ликвидные активы, которые можно было реализовать быстро и по максимальной цене. Это привело к проседанию фондовых рынков — сначала западных, а затем российского и украинского.

Теперь, по мнению эксперта, мир переходит от финансового к экономическому кризису. «По нашим оценкам, к осени должны выявиться отрасли мировой экономики, которые больше всего пострадали от недостатка ликвидности. Это означает, что проседать будет не фондовый рынок в целом, а акции предприятий в отдельных сегментах»,— отметил Дмитрий Мошкало.

Его точку зрения подтверждает высказывание Шона МакГолдрика из токийского отделения Morgan Stanley. «Рынок будет меньше обращать внимание на финансовый кризис и больше — на замедление темпов экономического роста, гадая по статистике, как по кофейной гуще»,— сказал он. Среди потенциальных пострадавших от кризиса почти единогласно называются финансовый сектор (акции зарубежных банков уже сильно упали в цене), строительная отрасль и производство стройматериалов.

lyamets