Финансы

ИСИ зарабатывают на кризисе ликвидности

Кризисом ликвидности банковской системы хорошо воспользовались институты совместного инвестирования

Кризисом ликвидности банковской системы хорошо воспользовались институты совместного инвестирования. Некоторые из них, вероятно, отложили крупные проекты. Также, по словам ассистента менеджера по управлению активами КУА Foyil Asset Management Олега Дрыжака, в связи с кризисом ликвидности периодически возникали задержки с проведением платежей. Однако в целом фонды получили дополнительные источники доходов.

Господин Дрыжак подчеркнул, что недостаточная ликвидность на рынке не могла иметь прямого негативного влияния на ИСИ, работающих с населением. По законодательству, таким фондам запрещено работать на рынке за счет заемных средств, поэтому они довольствуются уже вложенными деньгами инвесторов.

«Это может иметь отношение только к венчурным ИСИ, если в работе их проектов была некая связь с банками»,— считает директор по маркетингу КУА «Парекс Ассет Менеджмент Украина» Константин Гришко.

«Возможно, некоторые из них отложили реализацию капиталоемких проектов, но ни о чем подобном я не слышал. Это непубличная информация. Об отмене проектов, думаю, речь не идет»,— добавил управляющий директор КУА «Драгон Эсет Менеджмент» Андрей Золотухин.

Фонды с удовольствием говорят о том, что кризис почти не отразился на притоке клиентов. Наоборот, во многие ИСИ приходят клиенты, которые хотят зайти на рынок на спаде. Единственное, что огорчает управляющих,— конкуренция с банками.

«В результате кризиса банки ощутимо повысили депозитные ставки на рынке. Уже сейчас по коротким вкладам платят 15-18% годовых. Особенно сильно это отражается на открытых ИСИ. Учитывая проблемы с доходностью ПИФов в начале этого года, их клиентам значительно легче на пару месяцев переложить деньги на депозит»,— отметил директор по управлению активами КУА «Дельта-Капитал» Юрий Покладенко.

Однако и в этой ситуации управляющие нашли предмет для заработка. «Недостаток денег у банков толкает их повышать ставки до 18-20% годовых. Это влияет на принятие инвестиционных решений: деньги фондов, вложенные в корпоративные облигации, переводятся в краткосрочные депозиты банков под 20%»,— подчеркнул господин Дрыжак. По его мнению, такие высокие ставки отображают растущие риски по операциям банков.

Впрочем, на рынке облигаций из-за кризиса ликвидности банков также появился дополнительный источник доходов. Из-за недостатка денег, доходности большого числа облигаций достигают доходности по депозитам, но сроки при этом больше. «Те ИСИ, которые могут купить облигации, будут в выигрыше. Банки сегодня продают их даже с убытком для себя»,— подчеркнул господин Золотухин.

Что касается рынка акций, на котором многие ИСИ делают основные деньги, то эксперты скорее не видят связи с кризисом ликвидности. Юрий Покладенко считает, что невозможно отделить влияние кризиса внутренней ликвидности от глобального. «Недостаток денег мог повлиять на работу торговцев ценными бумагами, которые используют заемные средства или кредитное плечо»,— описал господин Дрыжак едва ли не единственную группу риска.

По мнению Андрея Золотухина, проблемы с деньгами временные. По его мнению, в США проблемы с ликвидностью вызваны ипотечным кризисом, в результате которого банки осторожничают. В Украине, наоборот, они хотят кредитовать, но пока что не могут из-за того, что НБУ борется и инфляцией. Однако если проблемы с ликвидностью затянутся надолго, эксперт допускает, что это может повлиять на фондовый рынок через ухудшение финансовых показателей компаний, акции которых торгуются.

«Недостаток кредитов может привести к торможению экономики. Этот эффект может проявиться с временным лагом два-три месяца. Хотя, конечно, все зависит от качества менеджмента компании»,— подчеркнул эксперт.

Выходом из этой ситуации, по мнению господина Дрыжака, станет то, что фондам придется показывать большую прибыльность, используя уже скопленный капитал.

lyamets