Член совета Национального банка дал интервью корреспонденту «i»
Член совета Национального банка Валерий Геец рассказал «i» о том, с какими трудностями придется столкнуться правительству в текущем году и предостерег от ревальвации гривни.
Вопрос: Чего не должно быть в антиинфляционной программе правительства?
Ответ: Исходя из принципиального положения, что современная инфляция в Украине не является монетарной, в антиинфляционной программе не должно быть мероприятий, направленных на существенное снижение темпов роста предложения денег. И тем более — на сжатие уже имеющейся в обороте денежной массы. Такие мероприятия не только охладят конъюнктуру внутреннего рынка, но и приведут к падению темпов экономического развития.
Хотя это не исключает необходимости некоторого перераспределения денежных потоков между потребительским и инвестиционным рынками. В частности, целесообразно преодолеть тенденцию опережающего роста банковского кредитования потребительского спроса в ущерб производственному, которая продолжается с 2003 г. и стимулирует опережающий рост платежеспособного спроса над совокупным предложением. Хотя осуществить такой маневр будет непросто, поскольку современное институциональное устройство нашей банковской системы не приспособлено для этого.
В: Вам не кажется, что попытки правительства сдержать рост цен и снизить объемы импорта противоречат друг другу?
О: Действительно, сегодня усматривается такое существенное разногласие в деятельности правительства, как желание выполнить сразу две задачи — уменьшить инфляцию и реализовывать программу сокращения импорта для улучшения торгового баланса. Обе эти цели одновременно достичь в краткосрочной перспективе невозможно, так как импорт является эффективным средством уравновешивания товарных рынков. Однако правительству и Национальному банку надо срочно стимулировать ускорение роста экспорта, а для этого необходимо создать экспортно-импортную банковскую корпорацию и экспортно-импортную кредитную корпорацию. Их задачей должно быть максимальное содействие процессу продвижения экспорта. В ближайшее время мы внесем соответствующие предложения и правительству, и Национальному банку Украины.
В: Целесообразно ли сейчас проводить политику по сдерживанию роста доходов населения?
О: Мы не должны зацикливаться исключительно на проблеме ограничения роста доходов населения, которые у нас и так почти самые низкие среди всех стран Восточной Европы (в т.ч. и бывшего СССР). Ведь, в конечном счете, не только прирост доходов населения является движущей силой инфляции. Инфляция украинской пробы является также и результатом слабости правительства в управлении монополизированными и контролируемыми сферами экономики. Примеры: газоснабжение, металлургия, добыча топлива, электроэнергетика — все эти сферы ныне высокоприбыльные. Государство их бросило и в результате имеет место диктат ценовой политики на внутреннем рынке. Есть также много и других монополизированных сфер деятельности украинского бизнеса.
В: То есть в противовес росту доходов населения государство должно заниматься инновационными проектами?
О: Безусловно. Причем не просто заниматься, а подталкивать к этому бизнес. Но происходит как раз наоборот. По данным Госкомстата, в прошлом году зафиксирован невероятный рост инвестиций из Украины в другие страны, свыше $6,1 млрд., что почти в 25 раз больше, чем за все предыдущие годы независимости вместе взятые (кстати, в 2006 г. такой рост составил только $23,8 млн.).
Ведь в условиях непрерывного политического калейдоскопа лучше держать капитал за рубежом, а не превращать его во внутренние инвестиции и тем самым обеспечивать создание рабочих мест и рост доходов населения. Поэтому вряд ли вы сами предложите сдерживать чьи-либо доходы, если они базируются на инновациях, опережающей динамике производительности труда и достижении новых конкурентных преимуществ. Но и массовая раздача пособий, что имеет место, также не способ решить проблему.
Кроме того, если речь идет об ограничении личных доходов монополистов — один вопрос. Если же о проедании и выведении за границу национальных инвестиций — совершенно иной.
К сожалению, ни одно правительство так и не отчиталось о том, на какие же именно цели были потрачены $4 млрд., вырученные от повторной продажи «Криворожстали». А деньги ведь немалые. Их действительно могло хватить на очень крупный инвестиционный проект. Что в результате? Отсутствие новых мощностей, те же товарные дефициты и то же инфляционное давление. Поэтому в дополнение к антиинфляционным мерам здесь можно сказать о необходимости законодательного запрета на использование доходов от приватизации на цели, не соответствующие прямо и непосредственно инвестиционным проектам. Так что вопрос не в сдерживании, а в корректном стимулировании. Поскольку можно стимулировать иждивенческие настроения, а можно — и предпринимательскую инициативу, и рост производительности труда.
В: По прогнозам НБУ, сальдо платежного баланса в текущем году будет «слабо положительным». В такой ситуации темпы роста денежных агрегатов могут серьезно замедлиться. Как это повлияет на спрос на финансовые ресурсы со стороны экономики?
О: По нашим расчетам, в текущем году темпы роста экспорта могут снизиться до 11,5% вследствие замедления темпов роста мировых цен на экспортную продукцию и снижения темпов экономического роста в странах — основных торговых партнерах Украины. Рост импорта, который в 2007 г. превысил 33%, может, наоборот, ускориться вследствие роста цен на импортные энергоносители и увеличения объемов импорта в связи со вступлением Украины в ВТО.
Если правительство оперативно не предпримет меры по стимулированию развития экспортно ориентированных отраслей, сальдо текущего счета может ухудшиться. Ожидания притока капитала по финансовому счету платежного баланса, несмотря на его замедление, на сегодняшний день достаточно оптимистичны: по прогнозам, он может составить около $15 млрд., что перекроет отрицательное сальдо текущего счета. Таким образом платежный баланс будет положительным и останется в области равновесных значений, как и в 2007 г. Поэтому НБУ и дал такие оценки. Однако насыщение экономики гривневой массой через валютный канал замедлится, но более весомое значение приобретет канал рефинансирования и процентная политика НБУ. Она может стать более действенным инструментом, что позволит Нацбанку обеспечить оперативную и эффективную реакцию на ситуации, возникающие на денежном рынке, если удастся снижать инфляцию без потерь в экономическом росте. Но, подчеркиваю, прогнозы НБУ относительно «слабо положительного» сальдо платежного баланса Украины в 2008 г. — это, так сказать, оптимистический сценарий развития. Но неменьшие основания существуют и для реализации пессимистического сценария, при котором платежный баланс окажется отрицательным. Для этого, в частности, реальны следующие предпосылки:
— замедление темпов роста мировой экономики будет приводить к снижению спроса на основные статьи украинского экспорта, и прежде всего на продукцию черной металлургии (по прогнозам МВФ, в 2008 г. ожидается падение цен в этом сегменте мирового рынка на 14%), хотя пока это не подтверждается;
— несмотря на сокращение темпов роста мировой экономики, при сохранении значительной глобальной политической неустойчивости (особенно иранский фактор, дополненный в последнее время косовским) не будет происходить существенного снижения цен на энергоносители. А раз так, то не будет уменьшения, а будет увеличение стоимости энергетического импорта Украины;
— вступление Украины в ВТО и начало действия новых обязательств в отношении либерализации импорта будет стимулировать дальнейшее ускоренное наращивание поставок импортных товаров в Украину — тем более что конъюнктура на Западе ослабла.
Эти три пункта вместе взятые будут обуславливать дальнейшую тенденцию к ухудшению торгового баланса Украины, а следовательно и баланса текущих операций в целом (возможности компенсации негативного сальдо возрастанием потоков доходов украинских работников за рубежом и их переводами в Украину не являются безграничными).
Поэтому возможности компенсации негативного сальдо по текущим операциям большим активом по счету движения капитала будут при таких условиях в 2008 г. достаточно спорными. Острая политическая борьба в Украине усиливает фактор политических рисков для инвесторов. В этих условиях, а также с учетом ухудшения общемировой конъюнктуры, могут замедлиться иностранные инвестиции в Украину. Факторы, формирующие пессимистический сценарий, требуют немедленной нейтрализации, особенно в той части, которая может быть достигнута путем защиты внутреннего рынка. Соответствующие методы необходимо освоить быстро и эффективно, а мы их только в мае месяце собираемся рассматривать на заседании Совета безопасности и обороны. С другой стороны — важно заниматься политикой расширения экспорта, которая в условиях ВТО тоже очень специфична и требует развития.
В: Каким образом будет повышаться монетизация экономики в условиях незначительного положительного платежного баланса?
О: Поскольку основным механизмом наращивания предложения денег в последние годы в Украине были валютные поступления, которые обеспечивались значительным положительным сальдо платежного баланса, то снижение его до незначительного положительного существенно уменьшит возможности предложения денег через соответствующий механизм НБУ.
Альтернативными механизмами предложения денег могли бы быть рефинансирование Нацбанком коммерческих банков и его операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Но возможности этих механизмов сейчас крайне ограничены в силу неразвитости в Украине рынка инвестиционных банковских кредитов и вторичного рынка государственных ценных бумаг. Изменить ситуацию с развитостью этих рынков в короткий срок практически невозможно.
Поэтому в условиях незначительного положительного платежного баланса экономику ожидает ощутимое снижение темпов роста монетизации ВВП, особенно в условиях высокой инфляции. В распоряжении НБУ для поддержания предложения денег могут оказаться только снижение норматива обязательных резервов и возврат к прошлой практике операций с государственными ценными бумагами на первичном рынке. Но первый из этих инструментов по природе своей регулятивный и поэтому малопродуктивный, а второй вообще не предусмотрен законом о Национальном банке.
Рост монетизации экономики продолжится, но, скорее всего, более низкими темпами, что отражает тенденцию последних лет: в 2006 г. уровень монетизации вырос на 15,4%, в 2007 — на 10,9%. В силу этого обострится проблема ликвидности и стабильности малых и средних банков. Возможны также концентрация банковского капитала и увеличение покупки слабых банков по заниженной цене иностранным капиталом, увеличение его доли в банковском секторе экономики. Это достаточно опасно, ибо есть угроза полного контроля банковского сектора экономики иностранным капиталом со всеми вытекающими последствиями.
Канал рефинансирования можно и нужно использовать, и этим путем можно избежать многих негативных последствий, однако при сохраняющейся инфляции цена кредитов будет расти, а значит основной становится борьба с чрезмерной инфляцией, которая по итогам двух месяцев 2008 г. уже составила 5,7%, что значительно выше официального прогноза. Если инфляцию не приостановить, то увеличится долларизация экономики.
В: Следует ли субъектам хозяйствования готовиться к повышению ставок по кредитам в связи с высокой инфляцией и низкими темпами роста денежных агрегатов?
О: Основными факторами повышения кредитных ставок как для субъектов хозяйствования, так и для физических лиц в таком случае может стать ситуация, которая возникла на международных финансовых рынках. В последнее время как банкам, так и предприятиям все тяжелее одалживать ресурсы на внешних рынках. Это связано с подорожанием мировых финансовых ресурсов и увеличением рисков зарубежных инвесторов. Многие украинские банки в конце минувшего года вынуждены были отказаться от привлечения запланированных синдицированных кредитов в связи с изменениями ставок по займам (базовая долларовая ставка LIBOR в сентябре 2007 г. составляла 5,72%, в январе этого года — 4,63%). Фактически нестабильность на мировых рынках сказывается также на нестабильности рынка заимствования и его ставках.
Украинские банки вынуждены будут обратить свое внимание на внутренний рынок. При этом на отечественном финансовом рынке на крупные и долгосрочные заимствования банков, в связи с недостаточным его развитием, рассчитывать не следует. Отечественный рынок заимствований не может полностью компенсировать нехватку банковской ликвидности, особенно ее долгосрочных инструментов. Нестабильная ситуация на международных фондовых рынках приостановила планы отечественных предприятий по выходу с первичным публичным размещением акций.
Нехватку денежных ресурсов предприятия будут компенсировать за счет банковских кредитов. Если в ближайшие два-три месяца правительству не удастся вернуть динамику инфляции в запланированное русло (9,6% годовых), во что верится с трудом, банкам придется повысить текущие проценты по депозитным вкладам и, как следствие, повысятся и кредитные ставки. Сложность решения антиинфляционной задачи говорит о том, что нужно быть готовым к подорожанию кредитов.
В: По вашему мнению, пойдут ли НБУ и правительство на ревальвацию гривни в краткосрочном периоде, чтобы подавить стремительный рост цен?
О: Ревальвация гривни, изменение учетной ставки или нормативного регулирования банковской деятельности — это лишь сбивание температуры больной экономики, тогда как причина болезни не ликвидируется. Объективные основания для ревальвации гривни в настоящее время отсутствуют. Укрепление гривни с целью стимулирования импорта повлечет не только некоторое сдерживание инфляции, но и возникновение ряда негативных последствий: дестабилизацию валютного рынка, угнетение экспорта, потерю части долларовых накоплений и др. Поэтому вряд ли следует пытаться стабилизировать потребительский рынок ценой дестабилизации валютного рынка, тем более что добиться таким образом рациональных улучшений все равно не удастся. В итоге можем утверждать, что в краткосрочном периоде мы можем иметь незначительный антиинфляционный эффект от ревальвации гривни. Но в долгосрочном периоде могут быть серьезные негативные последствия. Заинтересованность отечественных производителей, например сельскохозяйственными продуктами, снизится, и они просто уйдут с этого рынка и займутся выращиванием сырья для производства биодизеля. А Украина из житницы Европы и огорода России превратится в массового покупателя продовольствия. А это сформирует в конечном итоге еще один канал ослабления экономической безопасности. Кроме того, ревальвация гривни как долгосрочный антиинфляционный инструмент ослабит положительное влияние сравнительно невысокой инфляции на финансовое обеспечение экономического развития, о чем я уже говорил.
В-третьих, ревальвация гривни, даже краткосрочная и незначительная, ослабит валютный канал предложения денег, который и без этого может потерять свою ключевую роль в наращивании массы денег в обращении.
Валерий Михайлович Геец родился 20 апреля 1945 г. В 1968 г. окончил механико-математический факультет Киевского госуниверситета им. Т. Г. Шевченко, в 1973 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1988 г.— докторскую. В 1992 г. он избран членом-корреспондентом, в 1995 г. — действительным членом НАНУ. С 1997 г. возглавляет Институт экономики и прогнозирования, с 1998 г. — академик-секретарь отделения экономики НАН. В 2005 г. вошел в совет НБУ и впоследствии возглавил его. В феврале 2007 г. новым председателем был назначен Петр Порошенко, но Валерий Геец остался в составе совета.