Акционеры Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ) намерены перетянуть на свою площадку большинство операций рынка заявок, который не развивается на Первой фондовой торговой системе
Как заявил «i» представитель компании Oakcroft Investments Limited Александр Гинзбург, акционеры Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ) намерены перетянуть на свою площадку большинство операций рынка заявок, который не развивается на Первой фондовой торговой системе (ПФТС).
По словам господина Гинзбурга, 85% сделок, которые происходят на рынке котировок, впоследствии отменяются сторонами в депозитарии — в Межрегиональном фондовом союзе (МФС). Из-за этого рынок ценных бумаг теряет свою привлекательность для инвесторов — цены на бумаги не соответствуют их реальной стоимости, а рынок не имеет реальной ликвидности.
Чтобы запустить рынок заявок, его участники пошли на создание Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ). «В течение этого года мы запустим на УМВБ комплексный программный продукт, который позволит проводить сделки в режиме «поставка против платежа»,— обещает Александр Гинзбург. Правда, до начала этого процесса акционерам ВДЦБ и МФС необходимо одобрить слияние двух депозитариев и создание на их базе центрального депозитарного учреждения.
В МФС не против. «Без объединения эта затея не плодотворна. Необходимо не только объединение усилий, но и формальное объединение. Как именно будет проходить процедура объединения, этот вопрос еще будет обсуждаться»,— сказал Николай Швецов, предправления МФС.
А вот к рынку заявок фондовики пока относятся холодно. Хотя у МФС подписан договор с УМВБ, который позволяет осуществлять сделки на рынке заявок. Кроме того, МФС действительно разработал программный продукт для осуществления сделок «поставка против платежа». Казалось бы, и участники рынка, и Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) довольны продуктом.
Но на рынке заявок ПФТС заключено всего несколько сделок. Терминалы для рынка заявок поставили не больше 20 торговцев. А на рынке котировок работает около 200 торговцев. Но уже в России рынок котировок теряет свои позиции. По оценкам экспертов, РТС заключает не более 40% сделок на всем рынке России.
По словам фондовиков, причина кроется в том, что рынок заявок становится интересным только тогда, когда у инвесткомпаний появляется много клиентов — физлиц. Рынок заявок предполагает блокировку активов в ценных бумагах и деньгах до открытия торговой сессии с последующим закрытием сделки.
«Во-первых, наш рынок имеет низкую ликвидность, поэтому неудобно и дорого блокировать активы. Во-вторых, не каждый торговец является хранителем сам для себя, он может иметь договорные отношения с другим хранителем. Это значит, что проведение сделки затянется надолго. Поэтому намного удобнее работать на рынке котировок»,— пояснил Роман Вареник, трейдер ИК «Арта-Ценные бумаги».
Несмотря на желание ГКЦБФР сделать обязательным рынок заявок, большинство участников рынка сходятся во мнении, что эта инициатива хотя и перспективная, но пока несвоевременна.
А вот о необходимости альтернативной фондовой площадки говорят уже давно. Дескать, ПФТС работает с перебоями, но ничего лучше пока нет. «Любая грамотная инициатива интересна. Если УМВБ удастся сделать качественный продукт — мы будем одними из первых, кто попробует там работать»,— говорит Игорь Мазепа, гендиректор ИК «Конкорд капитал».