Финансы

Глобальная точка невозврата накануне 8 марта

За 10 грн. уже никогда нельзя будет забить холодильник продуктами. Разве что повторится деноминация...

Сегодня уже пора бы расстаться с некоторыми иллюзиями. Доллар в обозримом будущем уже не будет дорогим, а евро — дешевым. Цена нефти никогда не сползет до $11 за баррель, а газа — ниже $300 за 1 тыс. куб. м. За 10 грн. уже никогда нельзя будет забить холодильник продуктами. Разве что повторится деноминация.

И это касается не только Украины. Весь мир уже никогда не будет таким, как прежде. Обратите внимание — в последние пять лет деньги вообще не в цене.

Я имею в виду, конечно, не наши личные проблемы, возникающие от зарплаты до зарплаты. Денег в глобальном измерении стало настолько много, что они превратились в скучную формальность. Когда одна транснациональная корпорация покупает другую, ее руководители уже не думают о мелких нюансах — платить на миллиард больше или на миллиард меньше. В цене — бизнес как таковой. Ценится сила процесса. Возрастает капитализация любого более или менее осязаемого влияния на умы. Лишь неизбалованную Украину шокировала заоблачная цена «Криворожстали» — $4,8 млрд. Теперь понятно, что это было не так уж и много, особенно если вспомнить мечты Леонида Кучмы о создании национального металлургического холдинга, способного затмить в перспективе таких гигантов, как Лакшми Миттал.

Эти процессы не были так заметны еще в 2005 г. Но менее года назад мировая экономика прошла незримую точку невозврата. Цены на сырье и промышленную продукцию выросли неимоверно. Нефть стоит $105 за баррель и будет дорожать на радость Арабским Эмиратам, России и Венесуэле. За арматуру платим $1 тыс., хотя пару лет назад давали $200. Тогда, кстати, и товар был лучшего качества.

Это мировая тенденция. С экономической точки зрения, раскручивается маховик глобальной инфляции. Вероятнее всего, работает описанный во всех книгах эффект храповика, гласящий, что цены растут бодро, а снижаются с огромным трудом.

Этот процесс отразился на самочувствии главной мировой валюты — доллара. Его курс по отношению к другим валютам упал, и это беспощадный факт. Едва ли теперь евро будет стоить меньше полутора долларов, хотя еще пять лет назад он стоил 98 центов. Тут тоже пройдена какая-то точка невозврата.

Могут быть и другие теории. Невооруженным глазом видно, как мы переходим к новой шкале ценностей. Ни доллар, ни гривня уже не будут такими ценными, как раньше. Машина за $50 тыс. через пару лет станет обычным явлением для рядового украинца. Хотя, конечно, это не оправдывает наше правительство, которое ничего не делает для борьбы с инфляцией.

lyamets