За сентябрь и октябрь спрос на наличном валютном рынке превысил предложение на $413 млн. На первый взгляд, повторяется ситуация конца прошлого года, когда наличный валютный рынок переживал кризис. Эксперты не отрицают, что валютный спрос подстегивают предвыборная неопределенность и инфляционные ожидания населения. Но при этом уверяют, что нынешнее увеличение спроса на валюту — показатель «тенизации» экономики.
По экспертным данным, в течение последних двух месяцев на рынке наличной валюты наблюдается превышение спроса над предложением. Население скупило уже на $413 млн. больше, чем продало банкам. Тенденция полностью напоминает процессы, происходившие на валютном рынке в конце минувшего года, когда наблюдались достаточно резкие колебания наличного курса американской валюты.
Как рассказал «ЭИ» источник в Нацбанке, регулятор пока не видит симптомов того, что население стало «убегать» от гривни. В то же время, в октябре, по данным НБУ, впервые с начала года на 1% снизился объем гривневой «налички» вне банковской сферы — до 29,7%, тогда как в сентябре количество наличных в обороте увеличилось на 3,1%. При этом гривневые депозиты в прошедшем месяце прирастали медленнее, чем в сентябре. «По моему мнению, эти факты говорят об усилении «тенизации» частного сектора — малого и среднего бизнеса. Предприниматели устали ждать от власти шагов по снижению фискального давления и опять переходят к «черному» валютному «налу»,— высказал свое видение ситуации экс-глава департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко. Этого же мнения придерживаются и практикующие банкиры.
Заместитель председателя правления банка «Финансы и Кредит» Сергей Борисов констатирует, что проследить колебания с точки зрения изменения спроса и предложения наличной валюты сейчас достаточно сложно. «На наличном рынке сейчас реализуются наличные схемы, при помощи которых компании закрывают в конце года свои торговые обороты»,— делает выводы банкир. По его словам, сейчас банки «переводят» валюту с межбанка на наличный рынок. А потребителями этого финансового потока являются малые и средние предприятия, которые используют наличную валюту в своем «теневом» обороте.
Кстати, косвенно такого мнения придерживаются и в правительстве. Как заявил недавно министр экономики Арсений Яценюк, с начала года «тенизация» экономики составила уже 33% (см. «ЭИ» №269). Начальник казначейства Трансбанка Виктор Козий предполагает, что свою лепту в увеличение спроса на наличную валюту вносят повышенные инфляционные ожидания общества. «Повторения прошлогоднего кризиса на наличном валютном рынке я не ожидаю, ведь НБУ ограничил объем операций, которые могут проводить обменные пункты, и ужесточил требования к агентам. Тем самым регулятор «вывел из игры» игроков, которые могли спекулировать на ажиотаже или работать «втемную»,— пояснил г-н Козий. Банкир уверен, что при таком раскладе НБУ сможет без труда сдерживать курсовые колебания. «Но скачки однозначно будут. Спекулянты станут играть на нервах людей, чтобы они сначала сбросили валюту по минимальному курсу, а потом скупили по максимальному. Все как всегда»,— развел руками г-н Козий.
В свою очередь, Сергей Яременко уверен, что до кризиса на наличном валютном рынке в этом году дело не дойдет. «После того как в Украину поступят средства от продажи «Криворожстали», золотовалютные резервы НБУ взлетят до небес. Поэтому регулятор сможет удержать ситуацию под контролем»,— убеждал «ЭИ» Сергей Александрович. В этом не сомневаются и финансисты. Но с небольшой оговоркой. «Подавить можно любой кризис, сложнее его не допустить. Если опять начнет расти курс доллара на наличном рынке, я не уверен, что действия НБУ будут своевременными»,— скептически заметил в разговоре с корреспондентом «ЭИ» один из банкиров.
Помнится, в конце минувшего года для того, чтобы угомонить подскочивший курс доллара, Арсений Яценюк, будучи и.о. главы Нацбанка, израсходовал около $1 млрд. из валютных резервов. При этом в самый пик кризиса стоимость американской валюты достигала и 6,5 грн./$1.