Колонка редактора
Сегодня я продолжу, наконец, читать художественную литературу. Для начала я продолжу читать «Атлант расправил плечи» русско-американской писательницы Айн Рэнд, ведь один том из трех на протяжении двух месяцев — это непростительно мало.
Не сочтите за product placement — никто мне не платил за рекламу книги. А вот в США она и так не нуждается в рекламе. Впервые опубликованная в 1957 г., книга считается некоторыми критиками второй по влиянию на американские умы после Библии. Это настольная книга многих выдающихся политиков и бизнесменов.
А в нашей стране ее не помешало бы прочесть многим. Некоторым она поможет признаться в собственном эгоизме и перестать его скрывать — от других и от себя. Меньше усилий будет уходить на ненужные телодвижения. И не факт, что окружающим станет хуже, ведь закон сохранения никто не отменял. «Заботясь о себе, ты освобождаешь других от необходимости заботиться о тебе»,— высказался как-то Михаил Жванецкий. Я не говорю уже о качестве этой заботы.
Иным эта книга поможет понять, что другие — тоже эгоисты и что ничего дурного в этом нет, если пользоваться контрацептивами и выполнять законодательство. И что глупо навязывать бизнесу социальную ответственность — это должен быть его, бизнеса, осознанный выбор, иначе толку не будет. (А если уж хочется с помощью субъектов экономики помогать социально незащищенным — для этого есть налоги и бюджет). И что не имеют никакого смысла решения вроде создания правительством комиссии по усовершенствованию государственного управления в инновационной сфере (я, если честно, чуть со стула не упал, когда прочитал это сообщение).
Я не зря перешел от эгоизма к бизнесу. Кстати, все права на издание книг Айн Рэнд на русском языке принадлежат одному из московских издательств, специализирующихся на деловой литературе. Хотя большинство ее романов (как минимум «Атлант расправил плечи») являются художественными произведениями. Это прецедент. Однако это неудивительно, если учесть, что романы просто были инструментами донесения до широких масс основных тезисов философии Рэнд — объективизма (обосновывающего свободный капитализм). Жалко лишь, что тираж — всего 6 тыс. (а первое издание, в 1997 г., вовсе обошлось тысячей), причем лишь малая его часть дойдет до Украины.
Затем, уже в новом году, я, возможно, решу продолжить эгоистическую тему, но в более прикладном ключе. Я вспомню, что за год на дворе, и продолжу давно начатую и заброшенную «Как быть крысой» Йоопа Сгрийверса. Это книга об искусстве интриг и выживания на работе. Я не то чтобы собираюсь плести в редакции коварные интриги, подсиживать начальство и устраивать заговоры. Мне просто интересно, как автор применил к офисной рутине известные, в общем-то, принципы, взятые то ли из китайских военных трактатов, то ли из современных учебников по менеджменту. Вторые от первых, кстати, недалеко ушли.
Возможно, все это чтиво поможет мне измениться. Даже не так — не измениться, а научиться меняться. Я по натуре консерватор. Мне комфортно, когда ничего вокруг не меняется. Скучно, но комфортно. Однако в последнее время я вижу все больше примеров того, что достичь каких-то целей можно, не столько тщательно планируя некие действия, сколько быстро реагируя на меняющиеся обстоятельства. Неумение властей США справиться с последствиями урагана Катрина или финансовой системы противостоять ипотечному кризису — только самые яркие из многочисленных примеров. В год крысы, а это животное живет сегодняшним днем, умение пользоваться преимуществами любой ситуации должно пригодиться. Не только мне.