Финансы

Гибель агентов

Постановлением №287 Нацбанк изменил правила совершения валютно-обменных операций в Украине. Теперь, чтобы обменять более 15 тыс. грн., придется посетить отделение банка, прихватив с собой паспорт (а если свыше 50 тыс. грн. — еще и налоговый код). Кроме того, станет сложнее поменять валюту в агентских обменниках. Хотя бы потому, что количество таких пунктов к концу года может сократиться вдвое.

Национальный банк обязал коммерческие банки проводить валютно-обменные операции на сумму свыше 15 тыс. грн. только через собственные кассы. При этом НБУ уполномочил банки требовать у лиц, осуществляющих обмен валют на сумму свыше 15 тыс. грн., удостоверяющий личность документ. Теперь банк обязан зафиксировать в квитанции об обмене (форма №377-К. — Авт.) фамилию, имя и отчество данного лица. А в случае если объем обменной операции превышает 50 тыс. грн., финансисты обязаны зафиксировать в документах также местожительство «обменщика» и номер налогового кода.


Тем самым, НБУ, с одной стороны, подогнал свою «нормативку» под требования FATF — организации, которая занимается борьбой с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем. А с другой — сделал еще одну попытку установить максимальный контроль над наличным рынком. «Теперь НБУ «привяжет» оптовиков, перекупающих солидные объемы валюты, к кассам коммерческих банков. Во-первых, это позволит контролировать оптовиков-клиентов, во-вторых, — знать, с кого потребовать объяснений и кого наказать за нарушения (т.е. коммерческие банки)»,— сообщил «ЭИ» первый заместитель председателя правления Правэкс-Банка Денис Басс.


Что касается агентских обменных пунктов, теперь банки могут заключать договоры об открытии валютообменных пунктов только с агентом — финансовым учреждением или юридическим лицом, учредительные документы которого предусматривают возможность предоставления услуг по обмену валют. Кроме того, такой агент должен иметь уставный капитал не менее 250 тыс. грн. «Добрый» Нацбанк обязал банки до 1 февраля 2006 г. перерегистрировать договоры с агентами об открытии валютно-обменных пунктов с учетом вышеизложенных требований.


По мнению экспертов, такие жесткие условия для агентов были вполне прогнозируемы. Еще в бытность и.о. главы НБУ, Арсений Яценюк разъезжал по таким обменным пунктам и жаловался журналистам, что квитанцию об обмене можно получить только в одном из пяти. Но тогда в Нацбанке еще думали, как заставить агентские обменки блюсти «нормативку» регулятора. Теперь их решили просто выдавить с рынка. «Владимир Стельмах, нынешний глава Нацбанка, инспектировать обменки и ломать голову над тем, как  их контролировать, конечно, не будет. Поэтому рубануть всех агентов, хороших и плохих, сплеча — самый легкий способ решить проблему»,— сообщил автору представитель одного ООО, которое обменивает валюту на основании агентских соглашений с банками. Собеседник заверил «ЭИ», что учредители его компании вряд ли будут «вкидывать в уставник четверть миллиона, чтобы зарабатывать на обмене. Найдем альтернативный бизнес». По его словам, так сделают многие агенты. В результате на рынке будет наблюдаться дефицит точек обмена — их количество сократится вдвое.


Банкиры же так не думают и уверяют, что не будет никакого дефицита. Дескать, свято место пусто не бывает: если бизнес приносит прибыль, желающие занять нишу всегда найдутся. А то, что НБУ обязал банки заключать агентские соглашения с юридическими лицами, которые имеют уставный фонд не менее 250 тыс. грн., банкиры считают справедливой мерой. «Это позволит аккредитовывать только «серьезные» организации и снизить риски функционирования наличного валютного рынка», — подчеркнул Денис Басс.


Как рассказал «ЭИ» один банкир, требования к увеличению уставного фонда — это попытка НБУ заставить агентов задекларировать какое-либо имущество. «Будут нарушения — будет на что накладывать арест и забирать в счет штрафов», — объяснил банкир стремление регулятора. И добавил, что успешным начинание НБУ будет только в том случае, если он сам будет контролировать обменные пункты агентов. «А милиция, налоговая — на «лапу» взяли — и ушли. А проблемы остались. Смысл?»,— пожал плечами собеседник «ЭИ». К тому же он не сомневается, что многие агенты продолжат работу в тени.

По данным НБУ, по состоянию на начало 2005 г., в Украине было зарегистрировано около 2,9 тыс. обменных пунктов, из которых около 1,5 тыс. работали по агентским соглашениям с банками. С агентами Нацбанк борется уже давно. Например, в конце 2003 г. НБУ издал постановление №571, которое позволило территориальным управлениям Нацбанка отзывать справку о регистрации обменки за два (а не за три) нарушения, или в случае обнаружения фактов незарегистрированных операций. Кроме того, документ обязал обменки аннулировать (по желанию клиента) операцию обмена в течение 15-минутного срока. Наконец, НБУ запретил пунктам после 20:00 устанавливать курс, отличающийся от официального курса более чем на 3%, и вообще менять курсы чаще раза в день.

dubinskiy