Финансы

Лает, но не кусается

На прошлой неделе Европейский центральный банк оставил ставку рефинансирования на уровне 2%. Сейчас она находится на минимальном с 1948 г. уровне, последний раз менялась летом 2003 г., а повышалась и вовсе пять лет назад. Делая выбор между борьбой с инфляцией и поддержанием роста ВВП, ЕЦБ выбрал второе. Украинским властям показали пример, как не стоит зацикливаться на инфляции.




Напомним, что основной целью деятельности ЕЦБ с момента передачи ему всех полномочий национальных центробанков 1 января 1999 г. является инфляционное таргетирование: ценовая стабильность — приоритет номер один. Данное ограничение необходимо прежде всего для поддержания экономического роста. Ведь высокая инфляция резко снижает склонность людей к сбережениям, отвлекает ресурсы на хеджирование (например, вынуждает делать большие запасы) и повышает кредитные ставки. Так вот, почти все время действия рекордно низкой ставки инфляция в еврозоне превышала установленный Центробанком потолок в 2%. Превышение составляло не более 0,5%, но по европейским меркам это уже считается «серьезной угрозой ценовой стабильности».


Растущие цены на нефть только усилили опасения ускорения роста цен в еврозоне. Уже в сентябре среднегодовая инфляция в ЕС достигла рекордных с прошлого лета размеров — 2,5%. Кроме того, денежная масса в Европе с начала года выросла на 8%, причем исключительно благодаря низкой ставке рефинансирования. Для сравнения: в связи с общей для всего мира проблемой — бешеным ростом цен на нефть — ФРС с лета 2004 г. уже десять раз меняла свою ставку, доведя ее с 1% до 3,5%. ФРС больше опасается инфляции, чем замедления роста, поэтому, по прогнозам, к лету 2006 г. ставка составит 4,5%. Однако европейцы упрямо отказываются повышать ставку. «Парадокс в том, что нет необходимости менять ставку, так как все знают, что мы всегда можем это сделать»,— любит говорить в подобных случаях президент ЕЦБ Жан-Клод Трише.


ЕЦБ неспроста проигнорировал тревожную ценовую тенденцию. Критики давно упрекают регулятор в невнимании к проблемам роста ВВП. В 2004 г. экономический рост в еврозоне составил всего 2%, тогда как в Великобритании — 3,1%, в США — 4,2%. Безработица в Европе составляет 8,6%, что в два раза больше, чем в США. В связи с этим многие экономисты, банкиры и политики летом призывали Центробанк снизить ставку. Ситуация в самом деле непростая: инфляция ускоряется, тогда как рост ВВП замедляется. Это стагфляция — ночной кошмар центральных банков. И ЕЦБ решил, что не стоит бороться с инфляцией, не удостоверившись в восстановлении экономики.


В то время как европейские денежные власти проигнорировали ускорение инфляции, Национальный банк Украины выполнял заказ правительства по ограничению роста цен, вызванного социальными выплатами. Но формально ответственность Нацбанка не ограничивается исключительно борьбой с инфляцией. Полная формулировка его задач звучит следующим образом: «поддержание стабильности денежной единицы как монетарного условия экономического роста». Это значит, что не стоит усердствовать с антиинфляционными мерами, тем более что рост цен вызван не монетарными факторами. Иначе можно усугубить экономический спад, причем, не особо замедлив инфляцию. Напомним, что в августе ВВП снизился на 1,6% по сравнению с августом-2004.


Впрочем, выступление г-на Трише, которое состоялось сразу после объявления о сохранении ставки ЕЦБ на прежнем уровне, дало повод говорить, что повышение все же не за горами. Любители фиксировать мельчайшие интонации и изменения формулировок в речах глав центральных банков сразу же отметили неоднократное повторение словосочетания «усиленная бдительность». «Хотя мы ожидаем, что первое повышение ставки ЕЦБ состоится в начале 2006 г., нас не удивит, если это произойдет и раньше»,— отмечает аналитик инвестбанка Morgan Stanley Эльга Бартщ.


goryunov