Финансы

Поделить на два и взять остаток

До конца года НБУ планирует предоставить коммерческим банкам рефинансирования не более чем на 2 млрд. грн. А поскольку ликвидность банковской системы продолжает снижаться, многие банки с удовольствием бы воспользовались такой возможностью. Однако недавнее ограничение регулятором имущественных прав на объекты залога, которые можно использовать при получении рефинансирования, сократит количество банков, имеющих доступ к средствам НБУ, а также объем таких операций. Более того, если не удастся удержать инфляцию на запланированном уровне, регулятор готов к дальнейшему «обрезанию» объемов рефинансирования. В связи с этим эксперты прогнозируют, что до конца года Нацбанк вряд ли потратит на кредитование банковской системы даже 1 млрд. грн.




Удержание инфляции — основная цель правительства и НБУ. А так как снизить потребительский спрос увеличением товарного предложения правительству не удается, то НБУ вынужден играть с курсом и всячески сжимать денежную массу. В рамках антиинфляционных действий регулятора мы были свидетелями обвала курса доллара, отсечения спекулянтов от валютного рынка, ужесточения резерв­ных требований к банкам. Вроде как помогло. И первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов сейчас оптимистично обещает, что уровень инфляции по итогам года составит 11,8 -12%. «Это намного ниже, чем цифры, которыми нас пугали», — заявил он. Но многие эксперты все же до сих пор полагают, что рост цен превысит значение, озвученное представителями Нацбанка. Несмотря на невысокий уровень прироста индекса потребительских цен в сентябре (0,4%), основных инфляционных неприятностей специалисты ждут от октября-ноября. Ведь денежный навес над экономикой будет расти очень быстро. По последним данным, уже сейчас остатки средств на счетах правительства в НБУ составляют 8,6 млрд. грн. А впереди продажа «Криворожстали», размещение государственных еврооблигаций и все это на фоне повышения зарплат бюджетникам…


По прогнозам начальника управления дилинга Индэкс-банка Олега Костенко, уровень инфляции к концу года может составить 15-20%. «Одной из основных причин, способных вызвать столь высокую инфляцию, является несоответствие денежной и товарной масс», — уверен банкир. Такого же мнения придерживается и большинство его коллег-финансистов. И хотя, общаясь с «ЭИ», Анатолий Шаповалов отметил, что «нельзя сказать, что будет резкий выброс денег в экономику», судя по всему, НБУ придется очень жестко контролировать денежную массу. И следующим проявлением антиинфляционного курса регулятора эксперты называют ограничение объемов рефинансирования коммерческих банков.


В НБУ к такому повороту событий готовы. Как рассказал «ЭИ» Анатолий Шаповалов, Нацбанк до конца года проведет несколько тендеров по предоставлению рефинансирования банкам сроком от шести до девяти месяцев. «В целом, до конца года рефинансирование НБУ может составить не более 2 млрд. грн. (с учетом рефинансирования кредитами «овернайт». — Авт.)», — сообщил Анатолий Шаповалов. И отметил, что в случае риска ускорения инфляции, НБУ «ограничит рефинансирование». Сделать это регулятору будет несложно. Благо, совсем недавно Нацбанк серьезно ограничил имущественные права, которые банки могли использовать при получении рефинансирования. Среди «забракованных» имущественные права по кредитным договорам с физлицами; имущественные права по договорам с субъектами хозяйственной деятельности в виде револьверного кредита или кредитной линии, неиспользованной в полном объеме. Также не принимаются в обеспечение под рефинансирование недвижимость и основные фонды. При этом в обеспечение принимаются имущественные права только в национальной валюте, и если срок окончания дейст­вия кредитного договора между банком и заемщиком не превышает двух месяцев от момента рефинансирования. «Введение этих правил может существенно ограничить количество банков, которые будут получать доступ к рефинансированию, а также объем таких операций», — уверен первый заместитель председателя правления Правэкс-Банка Денис Басс. Представитель другого крупного банка, на условиях конфиденциальности, выразил мнение, что Нацбанк с введением таких правил вряд ли сможет истратить даже половину из запланированных на рефинансирование с октября по январь средств. «Хочет. Но может и не дать», — разводил руками финансист, и напоминал про священную корову правительства — инфляцию.


К обрезанию рефинансирования финансисты (особенно представители небольших и средних банков. — Авт.) не готовы. Ведь ликвидность банковской системы потихонечку тает. Если в сентябре на кор­счетах комбанков «болтались» около 11 млрд. грн., то сейчас, по словам Анатолия Шаповалова, в распоряжении банков 3 млрд. грн. в безналичной форме и еще около 5 млрд. грн. наличных в кассах. В Нацбанке такую ликвидность своих подопечных считают нормальной. Но вот закавыка, заемщиков не очень волнует «сколько там, у банка денег» — сезонный рост спроса на кредиты и ускорение оборота на корсчетах осенью никто не отменял. Чтобы максимально удовлетворять потребности своих клиентов и не «выпадать» из нормативов НБУ, ближе к концу года банкам придется все чаще выходить на межбанк. Особенно в конце месяца за «овернайтами». Как рассказал «ЭИ» начальник казначейского департамента УкрСиббанка Александр Молдавский, в этом году ситуация с рефинансированием будет зависеть от стоимости межбанковских ресурсов. «Если их цена резко возрастет, то банки могут решить, что целесообразнее брать рефинансирование, чем привлекать межбанковские ресурсы», — объяснил эксперт. Но вполне возможна ситуация, что брать будет нечего, ибо доступ к рефинансированию получат далеко не все «нуждающиеся». А это неизбежно приведет к скачку ставок на межбанковском рынке.


dubinskiy