Финансы

Перевести в цифру

Об этом в ходе форума «Банк-развитие-2005» заявил член ГКЦБФР Сергей Бирюк. Его высказывания вызвали легкий шок у участников фондового рынка. Они до сих пор гадают, то ли Комиссия вознамерилась убрать с рынка регистраторов, то ли позволить, чтобы учет вели как компании-регистраторы, так и хранители. Более вероятным выглядит второй вариант.


 


По словам Сергея Бирюка, Комиссия до конца года намерена направить в ВР законопроект, согласно которому все акции и облигации документарной формы выпуска будут переведены в бездокументарную (скорее всего, речь идет о новой редакции закона «О национальной депозитарной системе». — Авт.). На проведение этой «реформы» эмитентам предоставят три года.


Принятие подобной нормы мало отразится на рынке облигаций. Чего не скажешь об акциях. Если речь идет об изменении формы выпуска ЦБ в рамках сегодняшних правил игры — когда хранители осуществляют депозитарный учет, а регистраторы ведут «бумажные» реестры — с регистраторами фактически будет покончено (год назад Комиссия уже пыталась ужесточить требования к регистраторам, и отдельные участники рынка уверяли, что выполнить новые требования смогли бы не более 20% действующих регистраторов. — Ред.). Но на наш взгляд, вариант с ликвидацией регистраторов выглядит уж слишком фантастично. «К тому же экономически невыгодно для собственников, — добавляет глава Совета директоров ПАРД Владимир Щербань. — У нас в стране миллионы акционеров-физлиц. В том числе бабушки-дедушки, которые получили акции во время приватизации. А открытие и обслуживание счета у хранителя стоит денег, в то время как ведение реестра оплачивает сам эмитент». Хотя если учесть, сколько корпоративных скандалов в украинских АО происходило при непосредственном участии регистраторов, то мысль о ликвидации регистраторов можно признать вполне жизнеспособной.


По предположению Владимира Щербаня, Комиссия решила реанимировать идею, которая мелькала еще в законопроекте «Об эмиссионных ценных бумагах…». Рада отклонила его еще в 2003 г. Там предусматривалось, что все именные ЦБ должны быть бездокументарными. При этом учет прав на электронные ЦБ может вести как регистратор, так и хранитель. Тогда представителям рынка было непонятно, зачем нужны два института с одинаковыми функциями. Сейчас вопрос в том, какие это будут функции. Конфликты на почве ведения реестра возникают потому, что порядок принятия решения регистратором допускает возможность махинаций. С хранителем все иначе. Поэтому в случае с переводом бумаг в бездокументарную форму будет очень интересно посмотреть, изменится ли процедура перерегистрации прав собственности.


В последнее время все законопроекты, связанные с вопросами корпоративного права, ВР успешно «проваливала». Если Комиссия пожелает внести в закон о национальной депозитарной системе такую норму, о дальнейшей судьбе нововведения можно не волноваться. Скорее всего, его не пропустят.


 


P.S. Поздно вечером, когда верстался номер, «ЭИ» удалось пообщаться непосредственно с «возмутителем» спокойствия — Сергеем Бирюком. Он подтвердил, что речь идет, грубо говоря, о наделении регистратора функциями хранителя. «Никто не собирается убирать кого-то с рынка. У регистраторов останутся те же права по проведению собраний акционеров, что и сейчас. Если захотят — получат право вести реестры клиентов. Просто будет выдаваться одна лицензия не разные виды деятельности».


 

prodaeva