Что может дать страховщику выход на IPO, «i» рассказал гендиректор СК «Универсальная» Александр Павленко...
До сих пор страховые компании не отличаются публичностью. В листинг ПФТС включены акции только трех компаний: «Универсальной», «Фонда страховых гарантий» и «Оранты». И только одна из них заявила о намерении выйти на международные рынки капитала. Что может дать страховщику выход на IPO, «i» рассказал гендиректор СК «Универсальная» Александр Павленко
О фондовом рынке
Вопрос: Что сегодня дает СК выход на ПФТС?
Ответ: Сам по себе выход не дает ничего, это не самоцель. Выход на ПФТС — звено в цепи событий. Мы для себяприняли решение, что хотим быть публичной компанией, это — корпоративная стратегия нашего холдинга. С другой стороны, выход на ПФТС — привлечение дополнительноговнимания к компании, рыночная цена которой существенно выросла.
В: Выход на ПФТС — это оценка рыночной стоимости СК?
О: Да.
В: Но многие эксперты заявляют, что в Украине нет классического фондового рынка, большинство сделок носят спекулятивный характер, главная цель которых — наращивание рыночной стоимости компаний.
О: Это далеко не так. Так было до конца 2004-го — начала 2005 г. После этого в Украину зашло много зарубежных институциональных инвесторов, постепенно начинают появляться игрокина внутреннем рынке, которые инвестируют в акции. Например, часть резервов «Универсальной» инвестировано в акции других компаний, которые торгуются на ПФТС. И мы их реально продаем и покупаем, зарабатывая прибыль на их росте.
В: Как определить, где реальные сделки, а где серые схемы?
О: Из привлекательности отрасли. Конечно, спекуляции будут, поскольку украинский рынок не настолько правильно организован. По сравнению с развитыми рынками у нас нет определенных ограничений использованияинсайдерской информации, запрета на заключение сделок со связанными лицами, ответственности брокера. Поэтому и выход на Лондонскую фондовую биржу — не самоцель, асоздание ликвидности ценных бумаг для наших акционеров и возможность играть по цивилизованным правилам.
В: Можно ли ожидать в ближайшее время массовый выход СК нафондовый рынок?
О: Бума не будет. Те компании, которые могли выйти на фондовый рынок, уже продали контрольные пакеты западным инвесторам. Стратегические инвесторыпубличное размещение делать не будут. Что касается средних отечественных СК, то, наверное, есть две-три компании, которые могли бы это сделать, но это процесс не одного дня.
В: Будут ли СК полноценными игроками на фондовом рынке?
О: Однозначно будут. Страховщики во всем мире являются очень серьезными инвесторами. Но украинское законодательство отличается от западного: СК являются хорошими инвесторами, при этом не являясь профессиональными игроками на фондовом рынке. Поэтому в большинстве стран законодательство запрещает СК напрямую инвестировать в корпоративные ценные бумаги. Им разрешено вкладывать или в долговые инструменты, или в ИСИ (институты совместного инвестирования.— Авт.). Наше законодательство, наоборот, принимает в покрытие резервов акции предприятий, но не принимает сертификаты ИСИ. Это, вероятно, связано с тем, что у нас рынок ИСИ только зарождается. Будет логично, если со временем ситуация изменится — страховщик профессионально знать фондовый рынок неможет. В то же время инвестирование средств — неотъемлемая часть страхового бизнеса, а инвестдоход — важная составляющая дохода СК.
В: Ваша компания заявила о планах выйти на международные рынки капитала до конца 2009 г. Что изменится в компании в связи с подготовкой к IPO?
О: Когда мы рассматривали стратегию подготовки компаниик IPO, каждый из нас знал, что берет на себя определенные дополнительные обязательства. Однако развитие компании будет проходить независимо от выхода на международные рынки капитализации. Потому что рынок развивается, требует внедрения новых технологий и освоения новых каналов продаж.
О перспективах
В: Какие могут быть новыетехнологии продаж для нашего рынка?
О: В связи с развитием страхового рынка и усилением конкуренции, приходится применять те технологии, которые работают на развитых рынках. Особенно это актуально для компаний, у которых основные клиенты — физические лица.
В: Но пока основной доход страховщики получают от корпоративных клиентов, ритейл — это потенциал для развития бизнеса?
О: Не совсем так. Например, в нашей компании основной доход приносит страхование граждан и представителей малогобизнеса. Если говорить о корпоративном бизнесе, то мы участвуем в тендерах, однако это направление не является для нас стратегическим. Сегодня рынок развивается так, как он развивался на Западе: нравится нам это или нет, однако драйвером отечественного страхового рынка в ближайшие несколько лет будет автострахование. Правда,ситуация может кардинально измениться в течение пяти-шести лет.
В: Какой вид страхования, по вашему мнению, будет локомотивом развития страхового рынка после автострахования?
О: Следующим будет медицинское страхование, потом — имущественное, которое обязательно будет стимулировать развитие страхования жизни.
В: Имеется в виду страхование жизни заемщиков банков?
О: Не только: сегодня страховые компании используют не так много возможностей, которые есть на рынке. Образно можно сказать, что они используют один квадратный метр огромного поля деятельности.
О медицинском страховании
В: Что же сегодня необходимо для развития медицинского страхования?
О: Вопрос медицинского страхования — не вопрос сбора премий. Например, когда вы страхуете квартиру, то не думаете о том, какой аварийный комиссар будет урегулировать событие, потому что в большинстве случаев с недвижимостью ничего не происходит. Когда же человек покупает медицинское страхование, то понимает, что на определенном этапе он будет лечиться. И поэтому у него сразу возникает вопрос: «Как будет урегулировано событие и где я смогу лечиться по страховке?»
Однако пока в Конституции закреплено бесплатное медицинское обеспечение, у любого страховщика будут сложности как с организацией медицинской услуги своему клиенту, так и с оплатой услуг государственным медучреждениям. Существует еще одна проблема: в клинике могут поставить неправильный диагноз или назначить неправильное лечение. В результатеуслуга, независимо от страховой компании, будет предоставлена некачественно.
Чтобы страховщик мог в таких случаях защитить свои финансовые интересы, необходимо введение страхования профессиональной ответственности врачей. В этом случае страхование будет проводиться по законченной правильной схеме, поскольку застрахованными будут все звенья процесса. По моему мнению, Россия очень правильно сделала, введя обязательное государственное медицинское страхование.
В: Но оно фактически не работает…
О: Оно не может качественно работать, потому что изначально должна качественно заработать система здравоохранения. Страхование — это только механизмперераспределения средств, который не производит продукта как такового. Главное в российском опыте — это привлечение частных страховых компаний к контролю по использованию государственными медучреждениями средств, выделенных на обязательное медстрахование. Введение этого вида страхования — социальный проект, успешностькоторого зависит от всех составляющих: материально-технической базы здравоохранения, психологии врачей, готовности к такой работе страховых компаний, а граждан —к потреблению этой услуги.
В: Кто должен отвечать за построение инфраструктуры медицинского страхования?
О: Принимать участие в формировании инфраструктуры следует всем участникам, однако ведущая роль в этом процессе должна принадлежать государству. Государство, со своей стороны, не просто должно сказать: «медицина платная», а создать льготные условия инвестирования в эту отрасль. Пока такая система не будет отработана, до качественного уровня частной медицины наше поколение вряд ли доживет, и это не зависит от количества вложенных средств со стороны страховых компаний. Однако страховые компании могут взять на себя создание всеукраинских ассистирующих компаний — это то направление, которое не требует больших инвестиций.
О консолидации
В: Возможна ли консолидация страховщиков?
О: Консолидация рынка может произойти тогда, когда хотя бы у доминирующих на рынке 20-30 компаний на первое место выйдут длительные стратегические интересы, а не желание заработать деньги сегодня.
В: Сколько сегодня компаний, по вашим оценкам, работают на перспективу?
О: Очень много компаний имеют такие объемы, что нет смысла говорить о перспективе. В то же время стратегический интерес на украинском рынке проявляют крупные иностранные инвесторы. Еще года два-три — и появится критическая масса таких компаний, которые и будут определять стратегию развития рынка.
В: Что будет с мелкими и средними СК после выделения основных игроков?
О: Все зависит от стратегии собственников компаний и менеджмента. Часть компаний, вероятно, станет брокерами (те, которые сегодня перестраховывают около 90% рисков). Другая часть со временем будет поглощена. Такая судьба ждет региональные компании, которые имеют развитую региональную инфраструктуру и хороший менеджмент. Сколько будет таких компаний — сейчас сказать сложно. Все будет зависеть от того, как поведет себя регулятор и какие правила игры, особенно относительно финансовой стабильности СК, будут установлены.
В: Оцените,пожалуйста, нынешнюю работу регулятора.
О: В Украине регулятор достаточно сильный. Но рынок меняется. Сегодня принятые госкомиссией нормативы адекватны рыночной ситуации, но это не означает, что они могут быть такими и завтра. Качество работы регулятора будет зависеть от того, учтет ли он потребности рынка. Госфинуслуг придется идти по пути НБУ, у которого система контроля поставлена совсем иначе. Если бы банки сдавали свою отчетность раз в квартал, то кризис на банковском рынке был бы неизбежен. Страховая компания технологично сложнее, чем банк, поэтому и контроль должен быть эффективнее.
О финансовом состоянии
В: Как можно контролировать финансовое состояние СК, если сегодня их отчетность строится по тем же принципам, что и у промышленных предприятий?
О: Наверное, первый шаг к прозрачности страхового рынка— переход на национальные стандарты учета, которые будут максимально приближены к международным. Тем более что уже многие крупные компании параллельно ведут учети по международным стандартам.
В: Почему рынок не инициирует переход на международные стандарты финансовой отчетности?
О: Такой переход существенно повысит прозрачность компаний, и, наверное, не все к этому готовы. Кроме того, многим компаниям понадобятся квалифицированные сотрудники для ведения такой отчетности. Это длительный процесс, и ускорить его могут банки, требуя при аккредитации СК предъявление отчетности по международным стандартам. Процесс достаточно эффективен, так какосновной прирост ритейлового рынка страхования обеспечивается за счет страхования залогового имущества.
В: Но зачастую в банках большую долю клиентов получают аффилированные СК…
О: Да, но таких случаев становится все меньше и меньше. Сегодня уже многие банкиры понимают, что страхование — не просто получение дополнительнойприбыли, но и передача определенного объема риска. И желательно этот риск не перекладывать из одного кармана в другой.
В: Рынок будет регулировать себя сам?
О: Да. Если рынок не захочет себя оздоравливать, то регулятор с этой задачей не справится. Пока основные игроки не считают целесообразным работать в классическом секторе,они найдут сто способов избежать этого.
В: Сегодня некоторые крупные СК находятся в очень плохом финансовом состоянии. Тем не менее они активно работают с банками,которые им поставляют постоянный поток клиентов. Это значит, что банкам все равно, с какой СК работать, или они не могут оценить финансовое состояние СК? Или имеютсякакие-то серые договоренности?
О: Есть и первое, и второе, и третье. Когда мы начинали публичное размещение акций компании, столкнулись с тем, что немногие понимаютэкономическую суть страхового бизнеса и могут его адекватно оценить. Сегодня тяжело оценить реальный объем сформированных резервов СК. А это та составляющая, которая может полностью изменить весь баланс компании. Даже не знаю, есть ли в Украине специалисты, проводящие аудит резервов, — как правило, крупные аудиторские компании приглашают специалистов из других стран. Непонимание этой цифры риск-менеджментом сводит любые их действия фактически к нулю: неправильно рассчитанные резервыискажают финансовое состояние компании.
Александр Павленко родился 15 сентября 1966 г. в г. Стебник Львовской обл. В 1990 г. окончил Львовский национальный университет им. Ивана Франко по специальности «правоведение», в 1993 г. — аспирантуру ЛНУ им. И. Франко по специальности «конституционное право». С 1992 г. занимался частной юридической практикой. В 1996 г. стал одним из партнеров адвокатской компании «Павленко, Стаценко и Осинчук». С 2002 г. по февраль 2007 г. — председатель набсовета банка «Универсальный». В 2004 г. назначен вице-президентом «Универсальной инвестиционной группы». С 2002 г. — председатель набсовета СК «Универсальная», с августа 2007 г. — ее гендиректор.