Финансы

Сергей Кленин: «За венчурными или закрытыми фондами необязательно скрываются серые схемы»

На чем и на ком в Украине зарабатывают институты совместного инвестирования, «i» рассказал вице-президент инвестиционной группы «Альтера Финанс» Сергей Кленин

Последние несколько недель на отечественном фондовом рынке наблюдается коррекция, которую эксперты объясняют снижением ликвидности на мировом финансовом рынке. Это уже отразилось на доходности открытых инвестфондов. На чем и на ком в Украине зарабатывают институты совместного инвестирования, «i» рассказал вице-президент инвестиционной группы «Альтера Финанс» Сергей Кленин

Вопрос: Насколько качественно, по вашему мнению, сегодня работает фондовый рынок?

Ответ: Сегодня в финансовом секторе фондовый рынок — самый быстроразвивающийся.Во всем мире самые большие средства сосредоточены в венчурных, пенсионных и хедж-фондах, затем идут страховые компании и только потом банки. И если мы рассчитываемна приход в нашу страну иностранных инвестиций, то должны работать по тем правилам, по которым работает весь западный мир. Сейчас крупные операторы и те, кто начинает работу с открытыми фондами,— классические инвесткомпании, которые не намерены строить пирамиды. Сегодня на законодательном уровне построена жесткая система отчетности и контроля, причем как со стороны государства, так и со стороны структур, работающих с компаниями по управлению активами (КУА) на договорных отношениях (хранители и банки). Например, если хранитель видит, что актив, который покупает КУА, неликвиден или сделка вызывает сомнения, он никогда не даст согласие на списание сосчета денежных средств.

В: Значит ли это, что законодательная база полностью сформирована?

О: Она достаточно качественная. К нормативным актам имеются вопросы только технические. Да и их немного. В основном мы работаем над внесением изменений в законодательные акты, регулирующие другие смежные сферы экономики.

В: О каких документах идет речь?

О: Во-первых, сейчас ведется работа по внесению изменений в правила размещения и формирования резервов страховых компаний (сегодня страховщикам запрещено формировать страховые резервы ЦБ инвестфондов). Во-вторых, когда ИСИ начали активно инвестировать в недвижимость, столкнулись с массой вопросов. В частности с таким, как передача прав собственности. Нормативные акты еще не приняты, но их принятие ожидается в скором времени. Поэтому сейчас мы вынуждены использовать другие механизмы работы.

В: Какие именно?

О: Через покупку недвижимости на юрлица, а потом покупку этих юрлиц. Это очень неудобно. Каждый раз это требует еще одной дополнительной ступени переоформления.

В: Как строятся взаимоотношения с регулятором?

О: В отношении КУА комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку достаточно сильный регулятор. Рынок сильно зарегулирован — вход в него достаточно жесткий. И это правильно, иначе появлялись бы недобросовестные участники рынка.

В: Стоит ли ожидать прихода новых игроков?

О: Все, кто хотел, уже вышли. Рынок сформировался по количественному составу. По качественному составу он сформируется, когда будут покупки, поглощения и слияния компаний.

В: То есть не стоит ожидать прихода нерезидентов?

О: Сегодня многие компании-нерезиденты уже открыли в Украине свои представительства или компании. Среди них инвестиционная группа «Ренессанс Капитал», инвесткомпании «Тройка Диалог Украина» и «Драгон Капитал». Недавно представительский офис открыл Morgan Stanley, но он пока не работает. Правда, покупок инвестиционных компаний или групп не было.

В: Но они будут?

О: Конечно. В прошлом году прошла волна покупок банков, так как это уже достаточно развитый сектор экономики. Сейчас инвестиционный рынок только набирает обороты, но уже можно выделить несколько ведущих компаний. Думаю, они уже буквально в следующем году получат предложения о покупке.

В: Из каких стран могут прийти инвесторы?

О: В основном из Европы.

В: Насколько украинскийинвестиционный рынок должен вырасти, чтобы стать интересным западному инвестору?

О: Рынок уже заметен. В подтверждение этому — предложения о сотрудничестве от зарубежных компаний. К тому же рынок растет: если на начало этого года его емкость (активы в управлении) была около 20 млрд. грн., то на конец этого года ожидается уже примерно 40 млрд. грн.

В: На что сегодня делают ставку инвестиционные компании — на работу с корпоративными клиентами или гражданами?

О: Сейчас пошла волна в ритейл — ставки делаются на привлечение денег от физлиц. Но забывать о крупных корпоративных клиентах, думаю, все же не стоит, и работать с ними следует активнее. Ведь за венчурными или закрытыми фондами не обязательно скрываются серые схемы. Это фонды крупного корпоративного клиента, финансирующего таким образом свои проекты и структурирующего свои активы.

В: Какой сегмент инвестиционного рынка будет развиваться быстрее?

О: Судя по сегодняшним тенденциям, ведется плотная работа по привлечению денег населения. Но доля корпоративных клиентов все же больше. От них сегодня получаем основной доход, а работа с физлицами — потенциальный сектор.

В: С какой суммойчеловеку имеет смысл становиться инвестором фонда?

О: Думаю, начинать можно с 10 тыс. грн. Это достаточно небольшая сумма и позволяет привлекать людей со средним достатком.

В: Можно ли сегодня говорить об использовании в инвестиционном бизнесе технологий?

О: Да, технологическая база уже сформирована. Полностью отработаны все механизмы взаимодействия с корпоративными клиентами.

В: А для работы со средствами граждан?

О: Имеются как позаимствованные, так и разработанные в Украине технологии. Например, нашей разработкой является сеть фондовых магазинов.

В: Оцените эффективность используемых технологий.

О: Большую эффективность дают комбинированныетехнологии. То есть те, которые пришли из-за рубежа и были адаптированы нашими компаниями.

В: В какие активы вкладываются полученные в управление средства?

О: Все зависит от вида фонда. Открытые фонды должны иметь в активах достаточно много ликвидных финансовых инструментов и ценных бумаг, чтобы удовлетворять возможные ежедневные предъявления к выкупу акций или сертификатов этих фондов. В корпоративных фондах больше идет работа с ценными бумагами более длительного срока инвестирования и, соответственно, более доходными, а также с различными долговыми инструментами (целевые и процентные облигации). Часть средств инвестируется в недвижимость, которая на общем уровне повышает доходность фондов. Хотя этот актив более рисковый.

В: Какие гарантии получения дохода может предоставить фонд?

О: По законодательству мы не можем гарантировать доход. Рекламируя себя, фонды ссылаются на прошлый опыт. Если банк гарантирует вкладчикам определенную доходность, независимо от того, сколько он зарабатывает на их деньгах, то инвестиционный бизнес работает по-другому: сколько КУА заработала, столько инвесторы и получат.
Недавно Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса получила в работу законопроект «О фонде гарантирования инвестиций». УАИБ, конечно, войдет в рабочую группу по подготовке этого документа, но на самом деле это нелогично. Нигде в мире нет такой практики. Инвестиции — это инструмент рисковый. Каждый инвестор может оказаться как в плюсе, так и в минусе. В этом смысл инвестиций и отличие их от вкладов.

ИГ «Альтера Финанс» сформирована в 2000 г. Объединяет КУА «Альтера Эссет Менеджмент» (работает с 2004 г.), регистратора — консалтинговую фирму «Призма» (с 1995 г.), хранителя и торговца ценными бумагами — ЗАО «Альтера Финанс» (с 2000 г.), ООО «Инвестиционная группа «Альтера Финанс» (с 2005 г.). На 1 января 2007 г. активы группы составили 120 млн. грн. Оборот группы за 2006 г.— 8,46 млрд. грн. Совокупный объем уставного капитала — 75 млн. грн. Активы в управлении — 789,1 млн. грн. Активы в хранении — 3,2 млрд. грн.

nedashkovskaya