Пять лет назад, когда украинцы готовились к празднованию Рождества, государственные чиновники работали допоздна, пытаясь спасти финансовую систему страны от краха. Крупнейший и самый прибыльный коммерческий банк Украины, ПриватБанк, вот-вот должен был обанкротиться.
Аудиторы обнаружили, что олигархи, владевшие банком, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, использовали деньги вкладчиков для выдачи кредитов себе, своим партнерам и друзьям и никогда их не возвращали. По данным аудиторов, эта схема, схожая со схемой Понци, действовала почти десять лет. Оба олигарха отрицают это. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Kyiv Independent.
Когда чиновники Национального банка Украины раскрыли мошенничество, они попросили Коломойского и Боголюбова пополнить капитал банка, но владельцы банка этого не сделали.
16 декабря 2016 года два олигарха направили письмо тогдашнему премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой к Кабинету министров купить банк.
Через три дня ПриватБанк официально перешел под контроль государства. Правительство заплатило 1 гривну ($0,04) за 100% акций банка и немедленно влило $5,5 млрд, чтобы спасти его от развала.
Впоследствии олигархи и государство сошлись в эпической судебной битве, которая до сих пор продолжается в пяти странах. Коломойский и Боголюбов хотят вернуть банк. Правительство хочет вернуть пропавшие $5,5 млрд, которые, предположительно, были присвоены через Кипр и спрятаны за границей.
В то время как местные суды, как правило, принимают сторону двух олигархов, иностранные суды в большинстве случаев выносят решения в пользу правительства Украины.
Несмотря на эти проблемы, ныне государственный ПриватБанк сумел вернуться к статусу самого прибыльного банковского учреждения страны, а планы его будущей приватизации обсуждаются в правительстве.
В пятую годовщину национализации ПриватБанка рассказываем о пяти ключевых событиях, определивших его историю.
#1: Замораживание активов
В декабре 2017 года Высокий суд Лондона наложил всемирный арест на активы Коломойского и Боголюбова на сумму 2,5 млрд долларов США и установил еженедельный лимит на их расходы в размере 20 000 фунтов.
Этот шаг произошел через несколько дней после того, как государственный ПриватБанк подал иск против своих бывших владельцев на сумму более $1,9 млрд, которые они якобы присвоили из банка через шесть британских фирм, плюс проценты в размере $500 000 в день.
Олигархи пытались отменить замораживание, утверждая, что лондонский суд не обладает юрисдикцией для принятия такого решения. Несмотря на то, что Боголюбов имеет британское гражданство, два бизнесмена утверждали, что они не живут в Великобритании и что дело должно рассматриваться в Украине или Швейцарии, где они проживали в то время.
Несмотря на то, что судья Высокого суда Лондона назвал дело “хорошо аргументированным” и заявил, что имело место мошенничество “в огромных масштабах”, он прекратил дело. В декабре 2018 года суд встал на сторону Коломойского и Боголюбова и отклонил иск ПриватБанка, сославшись на отсутствие юрисдикции.
Банк успешно подал апелляцию. В октябре 2019 года Апелляционный суд Англии постановил, что ПриватБанк может продолжить рассмотрение иска против “эпического” мошенничества, которому он подвергся. Слушания назначены на март 2022 года.
Замораживание активов Коломойского и Боголюбова по всему миру остается в силе до окончательного решения лондонского суда.
#2: Юридические битвы Коломойского
В первые годы после национализации ПриватБанка украинские суды, как правило, вставали на сторону бывших владельцев, и двум олигархам и их союзникам удалось выиграть несколько ключевых дел.
18 апреля 2019 года противоречивый Окружной административный суд Киева вынес два отдельных решения в пользу Коломойского. Во-первых, он постановил, что национализация ПриватБанка была незаконной. Во-вторых, он признал недействительным список, составленный центральным банком Украины, в котором значились все фигуранты, предположительно связанные с Коломойским и его схемами с ПриватБанком.
У лиц и организаций из этого списка их вклады в ПриватБанке были принудительно конвертированы государством в капитал. По меньшей мере 29 млрд. гривен ($1,16 млрд.) были переданы под залог.
Среди трех десятков фигурантов списка – братья Игорь и Григорий Суркисы, которые являются деловыми партнерами Коломойского. Они боролись за возвращение своих вкладов.
В 2017 году Суркисы выиграли иск в Печерском районном суде Киева, который обязал ПриватБанк вернуть им 350 миллионов долларов.
Многие чиновники говорили, что Печерский суд принял это решение до вынесения решения по существу дела, что является незаконным.
После длительной судебной тяжбы в сентябре 2021 года Верховный суд вернул дело в суд первой инстанции, что ПриватБанк расценивает как победу.
Банк выиграл еще одно дело 14 декабря, когда Шестой апелляционный суд отменил второе решение административного суда, восстановив обоснованность списка связанных с Коломойским лиц.
#3: Израиль преследует олигархов
Банк также преследовал олигарха в Израиле, где у него есть гражданство. В декабре 2019 года он подал иск против Коломойского в Тель-Авиве по поводу 600 миллионов долларов, которые он якобы перевел в израильский банк “Дисконт” через подставные компании.
Счета зарегистрированы подставной компанией с Виргинских островов США, предположительно контролируемой двумя олигархами. Банк утверждает, что переводы осуществлялись через кипрский филиал с 2007 по 2011 год.
Дело застопорилось на два года из-за того, что ответчики якобы уклоняются от подачи жалоб.
Тель-Авивский иск также обвиняет Коломойского и Боголюбова в мошенничестве и растрате. В качестве ответчика в иске также указан Израильский банк скидок, который обвиняется в содействии предполагаемой схеме.
В августе банк не позволил Коломойскому, Боголюбову и их компаньону Вячеславу Карташову уклониться от иска, опубликовав повестку в государственной газете “Голос Украины”. Это дало ответчикам 60 дней на ответ, чего они не сделали, после чего дело было автоматически передано в суд.
В июле израильская полиция начала расследование мошенничества, предположительно связанного с Коломойским и его компаньонами, согласно сообщению газеты Kyiv Post со ссылкой на неназванный источник. Это дело не связано с ПриватБанком – скорее оно касается сделок олигарха с украинской государственной энергетической компанией “Центрэнерго”.
#4: Украина предъявляет обвинения бывшим топ-менеджерам ПриватБанка
В марте 2021 года Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) предъявило обвинения в растрате пяти бывшим руководителям ПриватБанка.
Это были первые уголовные дела, возбужденные против лиц, предположительно причастных к схемам инсайдерского кредитования и отмывания денег.
Один из подозреваемых, бывший заместитель председателя правления ПриватБанка Владимир Яценко, получил приказ властей посадить свой самолет за несколько минут до того, как он должен был покинуть воздушное пространство Украины.
Яценко позже отрицал, что пытался сбежать. Однако он отправился в аэропорт сразу после подписания обвинений против него, что означает, что кто-то из Генеральной прокуратуры мог его предупредить. Чтобы вручить ему уведомление о подозрении, правоохранительным органам пришлось эффектно посадить его частный самолет.
Позднее Высший антикоррупционный суд освободил Яценко под залог в 52 миллиона гривен (1,9 миллиона долларов). Он должен оставаться в Днепропетровской области, где у него есть дом, и носить электронный браслет.
Среди других подозреваемых, обвиняемых по этому делу, бывший генеральный директор ПриватБанка Александр Дубилет, проживающий в Израиле, и начальник финансового управления Елена Бычихина. Их обвиняют в хищении 136 миллионов гривен (5 миллионов долларов) из банка.
Сумма пропала 16 декабря 2016 года, когда ПриватБанк обратился с просьбой о национализации. Она оказалась на счету “Ингосстраха”, страховой компании, которую Яценко и Дубилет контролируют через других акционеров. Бычихина одновременно работала в ПриватБанке и Ингосстрахе во время перевода средств.
По данным следствия, переводы были замаскированы под депозитные выплаты. Чтобы придать им законный вид, троица внесла в документы прошлые даты.
Это было не единственное предполагаемое хищение средств из банка его руководством во время национализации.
За день до того, как государство взяло под контроль ПриватБанк, с его счетов исчезло еще 315 миллионов долларов.
В хищении этих средств НАБУ подозревает Дубилета и его подчиненных – Людмилу Шмальченко, бывшего заместителя председателя правления ПриватБанка, и Надежду Конопкину, бывшего начальника управления сопровождения межбанковских казначейских операций.
По данным детективов НАБУ, Дубилет распорядился перевести 315 миллионов долларов со счета ПриватБанка в неназванный европейский банк. Чтобы скрыть это, трое руководителей якобы оформили поддельные документы на получение кредита на ту же сумму для связанной с ПриватБанком подставной компании.
Дубилет и Бычихина объявлены в розыск. 22 декабря Высший антикоррупционный суд Украины постановил заключить Дубилета в тюрьму до заочного суда.
#5: США ввели санкции против Коломойского, арестовали его недвижимость
ПриватБанк обратился к Соединенным Штатам, чтобы добиться возмездия для Коломойского. Там олигарх и его деловые партнеры находятся под следствием многочисленных федеральных бюро, и эксперты считают, что уголовные обвинения – лишь вопрос времени.
США были основным звеном в международной сети отмывания денег, предположительно созданной Коломойским и его сообщниками.
По данным ПриватБанка, сотни миллионов украденных долларов попали в США. Деловые партнеры Коломойского использовали их для покупки предприятий и недвижимости, все из которых имели в своем названии слово “Оптима”. Большинство из них были зарегистрированы в штате Делавэр.
Многие из этих предприятий не были прибыльными, а на некоторых были зафиксированы нарушения трудовых или экологических норм, как, например, на сталелитейном заводе Коломойского в Уоррене, штат Огайо.
В конце концов, олигарх столкнулся с властями. Первые признаки расследования в отношении его бизнеса появились в 2019 году, когда в новостях появилось сообщение о том, что ФБР проверяет Коломойского и ПриватБанк.
Вскоре после этого, в 2019 году, ПриватБанк подал иск против Коломойского, Боголюбова, их американских партнеров Мордехая Корфа и Уриэля Лабера, а также компаний Optima в хозяйственный суд штата Делавэр.
Банк утверждал, что в США было отмыто более 600 миллионов долларов похищенных денег. Адвокаты Коломойского отрицали какие-либо правонарушения с его стороны. Сам олигарх настаивал на законности своего бизнеса.
По мере эскалации правительственного расследования Министерство юстиции США обвинило Коломойского в незаконной деятельности и в августе 2020 года в рамках дела о гражданской конфискации арестовало недвижимость в Луисвилле, штат Кентукки, и Далласе, штат Техас, на сумму 70 миллионов долларов. Однако они не предъявили олигарху обвинений в совершении преступления по этому делу.
По словам американских и украинских экспертов в области права, в 2020 году уже могло быть подготовлено официальное обвинительное заключение по уголовному делу. Люди, знакомые с делом, сообщили изданию Kyiv Post, что Корф и Лабер могли выдать Коломойского и дать показания против него в суде Флориды.
На следующий год, в 2021 году, США ввели санкции против Коломойского, запретив ему и его семье въезд в страну. По словам госсекретаря США Энтони Блинкена, олигарх был ответственен за “значительную коррупцию”, когда он занимал пост губернатора Днепропетровской области в 2014 и 2015 годах.
Вместе с тем, в августе ПриватБанк потерпел неудачу, когда суд штата Делавэр решил приостановить рассмотрение дела до вынесения украинскими судами ключевых решений о законности национализации ПриватБанка и его попыток вернуть деньги с компаний, связанных с двумя бывшими владельцами. Эти компании утверждают, что их долги уже погашены.
По данным суда, 75% кредитов, упомянутых в деле Делавэра, оспариваются в Украине. Большая часть этих судебных разбирательств связана с Никопольским заводом ферросплавов Коломойского, который судится с ПриватБанком в Хозяйственном суде Киева.