Финансы

Мятая бумага

Кто посещал страны, валюта которых считается неконвертируемой, по возвращении в Украину наверняка сталкивался с проблемой обратного обмена иностранных денег на родную гривню. Для украинских банков различные воны с манатами являются прежде всего коллекционной диковинкой, но никак не деньгами. Оно и понятно — такие купюры потом не продашь на валютном рынке. Но даже те банки, которые громогласно заявляют — «Работаем со всеми видами валют», стараются избежать обмена по официальному курсу НБУ. Зачастую они проводят обменную операцию нелегально, при этом существенно занижая стоимость иностранных денег. Пример тому — история с обменом грузинских лари.

Наблюдая по телевизору за жаркими объятиями Президента Украины Виктора Ющенко с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, корреспондент «ЭИ» вдруг вспомнил, что после поездки в Грузию у него осталась тамошняя валюта — 10 лари. Оказалось, по курсу НБУ это почти 30 грн. Не ахти сколько, но все же деньги. Однако в большинстве банковских и агентских обменных пунктов Киева обменять лари на гривни отказались. А там, где соглашались, курс составлял 1-1,5 грн./1 лари. При этом справку об обмене «менялы» наотрез отказывались давать.

В отделении одного из столичных банков девушка-кассир долго изучала предложенную к обмену грузинскую валюту, а затем безапелляционно заявила: «Никто вам такие «тугрики» не обменяет. С ними возни больше, чем прибыли». На слезные просьбы что-нибудь посоветовать барышня предложила корреспонденту «ЭИ» обратиться либо в головные офисы крупных банков, либо в специализированные агентские пункты по обмену валют. Дескать, вдруг какой-нибудь из банков обслуживает экспортно-импортные потоки своих клиентов между Украиной и Грузией и ему нужна грузинская «наличка». «А агенты — они спекулянты. Всё покупают»,— добавила на прощанье кассир.

И действительно, побродив по центральной части Киева, корреспондент «ЭИ» натолкнулся на привлекательную курсовую табличку, которая гласила — «Принимаем все виды валют». Отстояв небольшую очередь, предъявил к обмену «мягкую» валюту. После беглого осмотра купюры кассир обменника протянула в окошко 10 грн. «А разве курс один к одному? Вы разве не по курсу НБУ меняете?» — удивился автор этих строк. «Конечно, нет. Это вообще одолжение, а не обмен,— скривилась кассир и добавила.— Приносите пару сотен таких бумажек, тогда поменяем по курсу 1,5 грн./1 лари». При этом справку о проведении валютно-обменной операции девушка выдать напрочь отказалась, мол, зачем она вообще нужна.

Отказавшись от такого несправедливого обмена, корреспондент «ЭИ» направился к ближайшему телефону-автомату и позвонил на «горячую линию» в НБУ по вопросам работы пунктов обмена валют (230-17-17). После череды внутренних переключений удалось наконец-то пожаловаться на свои «валютные» мытарства. Примечательно, что сотрудница Нацбанка спокойно отреагировала на информацию о том, что в обменнике не хотят выдавать справку о проведении операции. «Значит, это нелегальный обмен, который агенты банков проводят на свое усмотрение. Перед окошком обмена должны быть вывешены курсы обмениваемых валют, заверенные печатью банка»,— последовало объяснение. А чтобы легально обменять лари на гривни, на другом конце провода посоветовали обратиться в крупнейший экспортно-импортный банк. Дескать, он работает с широким перечнем валют и вполне возможно, что и с грузинскими лари тоже.

В указанном банке улыбчивая сотрудница с сожалением сообщила, что с грузинскими лари, равно как и с валютами других стран СНГ (кроме России.— Авт.), банк официально не работает. «А неофициально можно поменять практически любые деньги»,— доверительно шепнула барышня. Сделав несколько звонков по внутреннему телефону, она сообщила, что обменяет лари на гривни по курсу один к одному вне зависимости от суммы: «Вы же понимаете, лари — это экзотика, поэтому торг здесь неуместен». «Справку, конечно, не дадите?» — полюбопытствовал автор у кассира. «Если вам нужна справка, езжайте назад в Грузию и возьмите ее там»,— фыркнула та в ответ. Получив свои 10 грн., корреспондент «ЭИ» отправился к финансистам искать ответ на вопрос — как быть?

Феликс Инденбаум, начальник казначейства ВАБанка, признался: «Мой главный совет — не привозите в Украину «мягкие» валюты. Поменять их на гривни будет чрезвычайно сложно. К слову, монеты вам не поменяют, даже если это доллары или евро». По словам банкира, больше всего шансов обменять валюты тех стран, с которыми у отечественных банков установлены торговые и партнерские отношения. А некоторые валюты действительно придется везти обратно. «Кстати, банки страхуются от валютных рисков при обмене валют третьей группы Классификатора. Поэтому обменный курс может отличаться от официального курса НБУ в несколько раз»,— подытожил банкир.

Согласно постановлению НБУ №34 от 04.02.98, все иностранные валюты разделены на три группы так называемого Классификатора валют. К 1-й и 2-й относятся свободно конвертируемые валюты и продаваемые (непродаваемые) на мировых рынках. К 3-й группе — неконвертируемые валюты. Курсы валют, которые не относятся к 1-й и 2-й группам Классификатора, устанавливаются Нацбанком один раз в месяц. Данные об установленном НБУ обменном курсе можно посмотреть на интернет-ресурсе www.finance.com.ua.

dubinskiy