Финансы

Buenos dias, cаmarados!

Со дня на день Минюст должен зарегистрировать новый вариант Положения о порядке иностранного инвестирования в Украину (постановление НБУ №280). Документ придет на смену пресловутому 482-му постановлению, в свое время принятому рынком в штыки (вплоть до судебных исков с требованием отменить нормативку). Новый порядок упростит жизнь стратегическим инвесторам, чего нельзя сказать о «портфельщиках».




Напомним, 482-е постановление Нацбанка, принятое 14 октября 2004 г., предусматривало обязательную 100%-ную продажу валюты, поступающей в виде инвестиций. Данный документ вызывал многочисленные нарекания иностранных инвесторов. В результате затяжной судебной борьбы, в мае НБУ «сдался».



После этого представители Нацбанка не раз обещали, что пойдут на уступки прямым инвесторам. Впервые из уст чиновников заявления о подготовке либерализации валютного законодательства прозвучали еще в апреле 2005 г. На подготовку нового варианта ушло четыре месяца. Поговаривают, что ожидания могли продлиться еще дольше — из-за нежелания главы НБУ Владимира Стельмаха визировать окончательный вариант документа. Но после «выволочки», которую главному банкиру страны устроил Президент Виктор Ющенко, нормативку отправили в Минюст на регистрацию. Нацбанк не изменил своим обещаниям: переводить деньги в гривню теперь не придется.



А вот «портфельщикам» немного закрутили гайки. Так, документ вводит абсолютно новое для нормативной базы Украины понятие — «инвестиционный вклад». При этом деньги на счету могут размещаться непосредственно в иностранной валюте на срок не менее двенадцати месяцев. Досрочный разрыв письменного договора на ведение «инвестиционного счета» запрещен. При этом в НБУ дополнительно рассматривают вариант введения механизма «резервирования 20% вложенных средств на отдельном счете в Нацбанке без начисления каких-либо процентов». На инвесторах, вкладывающих деньги в акции, это сильно не скажется, а вот «спекулянтам» на рынке ОВГЗ такой вариант вряд ли понравится. Кстати, к подобной практике в свое время прибегали власти латиноамериканских стран, чтобы не допустить инвестиций сроком до полугода, приравниваемых к спекулятивным атакам. Правда, это ограничение никак не помогло Аргентине избежать дефолта по госбумагам.



Очень интересная ситуация и с предоставлением разрешения на покупку валюты для репатриации прибыли от портфельных инвестиций. НБУ долго настаивал на том, что если валюта не была заведена данным нерезидентом в Украину для покупки ценных бумаг, то и выводить ему нечего. Так бывало, когда право собственности на бумагу уходило к иностранцам (в виде депозитарных расписок), потом шла купля-продажа за рубежом, а затем украинское предприятие выкупало ее обратно. Иногда такие операции использовались для вывода капитала за рубеж, но в целом подобные процедуры абсолютно нормальны. Согласно новым же правилам, если бумага котируется в первом-втором уровнях листинга украинской фондовой биржи или торговой системы, то можно не подтверждать факт предшествующего поступления валюты в Украину.



Фондовики утверждают, что привязка к уровням листинга выглядит сомнительно, и возможность утечки капитала вполне реальна и сейчас. По словам Виталия Шушковского, начальника аналитического отдела ИК «Арт-Капитал», несмотря на то, что авторы руководствовались исключительно благими намерениями, им следовало бы применить другие критерии. «Даже в случае с ПФТС разбивка листинга практически ничего не отражает. При желании, в нужный уровень листинга большинства наших так называемых бирж можно ввести что угодно. Можно было бы установить ограничения, согласно которым биржевой оборот по данному инструменту за последний год превышает, скажем, 5 млн. грн., количество сделок — 50, а объём продаж эмитента — 200 млн. грн. Если первые два показателя по «дешёвым акциям» можно и «нарисовать», то последний индикатор просто так не обманешь»,— считает аналитик.

zaytsev