Вчера Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка и Ассоциация украинских банков провели «круглый стол», посвященный перспективе появления на рынке ипотечных ценных бумаг. Участники мероприятия считают, что законопроект «Об ипотечных ценных бумагах», который принят на минувшей сессии ВР в первом чтении, в целом неплох. Но складывается впечатление, что даже после его принятия, выпускать ипотечные ценные бумаги никто не поспешит. Слишком хлопотно.
По словам главного консультанта Комитета ВР по финансам и банковской деятельности Владимира Ясинского, каких-либо концептуальных претензий к модели ипотечных ценных бумаг у участников рынка нет. Поступившие претензии и пожелания к законопроекту носят, в основном, «технический» характер.
По замечанию председателя правления МФС Николая Швецова, предусмотренное проектом деление выпуска ЦБ на классы делает невозможным обращение ипотечных облигаций в депозитарной системе. Глава наблюдательного совета «Автоальянс-ХХІ век» Анатолий Отченаш предложил добавить в проект ипотеку земли (сейчас речь идет только о жилищной ипотеке).
В пятницу, 2 сентября, соберется рабочая группа Комитета, которая и решит, какие предложения стоит учитывать. Документ будет вынесен на голосование, ориентировочно, в конце сентября. Шансы на принятие закона в целом, по словам г-на Ясинского, велики. Но вот ринутся ли участники рынка после этого выпускать ипотечные ЦБ — большой вопрос.
Уже сейчас ничто не мешает финансовым учреждениям выпускать ЦБ, которые по своей сути являлись бы ипотечными,— с применением механизма переуступки прав (секьюритизации) по ипотечным кредитам или их продажи. Но никто этого не делает, кроме банка «Аркада». Не так давно о намерениях секьюритизировать свои ипотечные портфели заявляли УкрСиббанк и Международный ипотечный банк, но это так и осталось в планах. Да, механизм преобразования ипотечных активов в ЦБ в законодательстве прописан только для ипотечных сертификатов, но осмелимся предположить, что это преграда хоть и существенная для банков, но вполне преодолимая. К примеру, прямое инвестирование в жилищное строительство объявлено «вне закона», но это не мешает банкам кредитовать частных инвесторов под покупку будущей квартиры, а застройщикам — брать эти деньги. Для эмиссии ипотечных ЦБ нужно только желание. Подтверждение тому — банк «Аркада». Банк продает права требования по выданным ипотечным кредитам ООО «Аркада-фонд», а ООО, в свою очередь, преспокойно эмитирует облигации. Схема их работы вполне вписывается в формат взаимодействия ипотечного учреждения и ипотечного кредитора. С 2001 г. «Аркада-фонд» уже выпустил облигаций на 343 млн. грн.
В мае этого года Госфинуслуг издала документ, который позволяет небанковским ипотечным учреждениям эмитировать ипотечные сертификаты. Таким образом формирование нормативки, регулирующей «жизнедеятельность» ипотечных сертификатов, завершилось. Но, по словам члена Госфинуслуг Андрея Оленчика, до сих пор в Комиссию никто по этому поводу не обращался. Банки тоже не изъявляют никакого желания самостоятельно выпускать сертификаты. Хотя постоянно твердят, что ипотечные ЦБ нужны рынку. Мол, это и надежный инструмент инвестирования, и механизм рефинансирования ипотеки. Участники «круглого стола» задавались вопросом, почему же в таком случае они никого не интересуют. Единственное объяснение, которое нашли финансисты, это боязнь рисков, заложенных в законодательных нестыковках.
Эмиссия ипотечных ценных бумаг действительно очень хлопотное дело. Банку-кредитору просто не имеет смысла выпускать ипотечные ЦБ. Проще выпустить обыкновенные облигации и не морочиться с «покрытием». Если очень хочется работать именно по схеме ипотечных ЦБ, целесообразнее продать или переуступить права требования по кредитам ипотечным компаниям «второго уровня». Банк получит деньги и «сбросит» с баланса долгосрочный кредит. Но создавать такие компании никто не спешит. Государственное ипотечное учреждение не в счет, потому что удовлетворить потребности банков в полном объеме в ближайшее время оно не сможет. Да и миссия ГИУ заключается в удешевлении самих ипотечных кредитов в том числе. Поэтому доходность его ЦБ, скорее всего, будет даже меньшей, чем доходность ОВГЗ, что вряд ли заставит инвесторов раскупить его выпуски. Нужны негосударственные ипотечные учреждения, которые смогли бы давать доходность, близкую к уровню корпоративных облигаций.
Возможно, причина в том, что овчинка не стоит выделки. Если создавать такую компанию «с нуля», понадобятся и «интеллектуальные», и денежные затраты. При небольших кредитных портфелях оно того не стоит. А существенно увеличивать объемы ипотечного кредитования банки боятся. Кроме того, перекупаемые кредиты должны быть однородными, чего банки сейчас обеспечить не могут.