Финансы

Arividerchi…

Вчера в руки корреспондентов «ЭИ» попал текст письма Кабмина к Госфинуслуг. В документе говорится, что расширение роли страховых компаний в негосударственном пенсионном обеспечении недопустимо. Кабмин считает, что принцип, на основе которого страховщики хотели бы осуществлять пенсионное накопление, удовлетворяет работодателей, но невыгоден будущим пенсионерам. Таким образом, исполнительная власть сказала свое слово в затянувшемся конфликте страховщиков жизни и пенсионных фондов. Но не факт, что это слово будет последним. Страховщики намерены бороться до последнего и уже готовят встречное письмо руководству страны.

Аргументы правительства сводятся к нескольким тезисам. Во-первых, предложения страховщиков требуют изменения существующей пенсионной системы с фиксированными взносами на систему с фиксированными выплатами. Но из-за специфики деятельности СК, а также неидеальных механизмов актуарных расчетов, гарантировать положительные последствия таких изменений нельзя. Во-вторых, предлагаемая страховщиками система полностью удовлетворяет интересы работодателя, но ограничивает права граждан — участников системы НПО. Мол, накапливаемые работодателем «пенсионные» деньги становятся собственностью сотрудника не сразу, да и передать их в наследство невозможно. В-третьих, Кабмин смущает желание страховщиков самостоятельно, без участия КУА, управлять «пенсионными» деньгами. Выход, с точки зрения правительства, только один — оставить все как есть: страховщики могут только выплачивать пожизненные пенсии, и то лишь в случае, если участник НПФ этого пожелает.

Страховщики с такой позицией правительства категорически не согласны. Поэтому ЛСОУ готовит встречное обращение к представителям власти. «Мы постараемся донести до всех суть нашей концепции, а именно — необходимость предоставить гражданину возможность выбирать между разными финансовыми институтами для накопления средств. Мы не должны забывать об интересах потребителя. Ведь наиболее выгодные для него продукты будут созданы только при условии здоровой конкуренции нескольких субъектов на рынке НПО. Потому что именно конкуренция не позволит НПФ диктовать свои условия, зависящие не от интересов и пожеланий потребителя, а от итогов собственной работы»,— подчеркнула гендиректор ЛСОУ Наталья Гудыма.

Представители же пенсионного рынка признаются, что другого решения они и не ожидали. «Допустив сюда страховые компании, государство дискредитировало бы саму идею негосударственного пенсионного обеспечения. Мы надеялись, что правительство не станет делать это в угоду нескольким субъектам рынка, которые добиваются расширения участия страховщиков в НПО наиболее активно»,— говорит коммерческий директор КУА «Укрсоц-Капитал» Александр Назаренко.

По мнению пенсионщиков, страховщиков можно привлекать к пенсионному накоплению только при одном условии — если они будут соответствовать требованиям к НПФ. То есть СК должны пользоваться нужным программным обеспечением, нанимать профессиональных управляющих активами. Им нужно отказаться от системы вестинга, при которой человек приобретает право собственности на накопленные деньги далеко не сразу. В случае смерти клиента лайфовые компании должны позволить родственникам пенсионера унаследовать накопленную сумму. А главное — страховщики должны персонифицировать взносы, забыв об идее коллективного пенсионного накопления (когда работодатель вправе заменить сотрудника, в пользу которого делаются отчисления). Только если страховщики будут соответствовать этим и другим требованиям, им можно будет доверить пенсионные деньги. Но зачем рынку две разные группы операторов со схожими принципами работы? Аргумент страховщиков, что «у клиента должен быть выбор», не впечатляет. По такой логике, кредитным союзам нужно позволить заниматься факторингом, а ломбардам — выдавать аккредитивы. Да и не хотят страховщики работать по принципу пенсионного фонда.

На 01.04.05, по данным Госфинуслуг, зарегистрировано 48 компаний по страхованию жизни. По предварительным данным, за первое полугодие лайфовые СК собрали по договорам пенсионного страхования около 14,3 млн. грн.


 


В Госреестре финучреждений зарегистрировано 38 НПФ. Из них 31 НПФ — открытый, 5 корпоративных и 2 профессиональных. Фактически сейчас действуют, т. е. привлекают вклады, не более 11-12 НПФ. Они за полгода привлекли 9,3 млн. грн. взносов.

prodaeva