Финансы

Верховная ставка

Соотношение между единой европейской и американской валютами на прошлой неделе практически не поменялось. Если в начале прошлой недели за евро на международных валютных рынках давали $1,2020/EUR1, то в конце недели торги начались с отметки $1,2055/EUR1. Впрочем, это вовсе не означает, что жизнь на FOREX в прошедшие пять торговых сессий была скучной. И событий важных произошло немало, и курсовые колебания были значительными.


 


 


Последний бенефис


 


Всю первую половину недели международные валютные рынки провели в ожидании состоявшегося в среду появления на Капитолийском холме главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспена. Повод — выступление с полугодовым отчетом перед американскими конгрессменами по вопросам кредитно-денежной политики.

Следует заметить, что инвесторы и аналитики ждали от «дяди Элла» хороших новостей и оптимистичных оценок. А посему уже в преддверии его общения с американскими законодателями начали покупать доллар. В результате чего во вторник евровалюта подешевела до $1,1950/EUR1.

Г-н Гринспен действительно не скупился на хорошие слова. Мол, и экономика страны находится на «твердой основе», и инфляция остается на низком уровне. Нынешний полугодовой отчет, весьма вероятно, будет последним для 79-летнего г-на Гринспена в качестве главы ФРС. Ожидается, что он покинет этот пост в январе 2006 г. — за несколько недель до следующего доклада ФРС по денежно-кредитной политике. Поэтому и его желание оставить по себе «доброе наследство и хорошую память» естественно. «Наш основной прогноз для экономики США — стабильный рост и низкая инфляция, — заявил г-н Гринспен, выступая в Комитете по финансовым услугам в Палате представителей. — Однако мы считаем, что для этого ФРС должна постепенно повышать процентные ставки». Из этих слов финансисты сделали очевидный вывод: пока американские монетарные власти не намерены ничего менять в собственной кредитно-денежной политике. А значит, будут и дальше повышать свою базовую ставку кредитования (ставка на рынке федеральных фондов) минимальными дозами по 0,25% на каждом предстоящем заседании Комитета по операциям на открытом рынке. Начиная с июня 2004 г. руководство ФРС неизменно поступало именно таким образом. В результате базовая ставка была повышена уже девять раз, в общей сложности на 2,25%, и достигла нынешнего уровня 3,25%. Следующее заседание ФРС состоится уже в августе. По его итогам, ставка достигнет 3,5%, а концу года — 4%, — уверено подавляющее большинство обитателей Уолл-Стрит.


Следует отметить, что именно превышение американскими ставками своих европейских аналогов (сейчас ключевая ставка рефинансирования ЕЦБ составляет 2% годовых) стало основной причиной роста курса доллара по отношению к евро в нынешнем году (более 11%). Существует точка зрения, что до тех пор, пока этот статус-кво будет сохраняться, большинство международных инвесторов, среди которых и крупнейшие страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды, будут продавать евроактивы и покупать долларовые. А значит,  основная тенденция при всех возможных периодических отклонениях будет направлена в сторону удорожания доллара. Ну разве что риски от вложения в американские ценные бумаги окажутся чрезмерными.

Не все так просто


 


Поэтому первоначальная реакция рынков на подтверждение намерений ФРС повышать ставки и дальше была прогнозируемой:  доллар начал дорожать. Но затем его курс начал двигаться в обратном направлении. В считанные часы доллар потерял в соотношении с евровалютой около двух центов (от $1,1990/EUR1 до $1,2190/EUR1).

Дело в том, что по ходу выступления г-на Гринспена вниманию конгрессменов и общественности была представлена очередная полугодовая версия новых экономических прогнозов Совета управляющих ФРС. Как оказалось, американский центробанк снизил прогноз экономического роста (от 3,5-3,75% до 3,25-3,5%) и повысил прогноз инфляции на 2006 г. (с 1,5-1,75% до 1,75%-2%).

А сам глава ФРС указал на существование основных «неопределенностей» для экономики США. Первая из них — цены на энергоносители, которые с начала 2004 г. выросли вдвое. И как поведут себя дальше — мало кто имеет достаточно внятное представление. «Дальнейший рост цен на энергоносители может привести к сокращению потребительских расходов, что замедлит экономический рост», — заявил г-н Гринспен. Вторая угроза стабильности цен, по мнению главы ФРС, — затраты компаний на оплату труда.

Еще один неприятный «нюанс» — цены на недвижимость в США. Многие эксперты считают, что из-за чрезвычайно «щедрой» монетарной политики ФРС и низких кредитных ставок, рынок недвижимости оказался в состоянии мыльного пузыря. Т. е. цены на нем завышены необычайно и им грозит обвал, способный вызвать полноценный финансовый кризис в стране. «Конечно, нельзя исключать, что цены на жилье упадут, особенно на некоторых региональных рынках, — признал подобную угрозу глава ФРС. Но тут же попытался ее «замять», заявив, что даже «если цены на жилье все же упадут, то это вероятно отчасти отразится на экономике, но макроэкономическое воздействие будет несущественным». Как бы то ни было, инвесторы насторожились. «Гринспен подтвердил ожидания рынка. Но следует напомнить, что его слова о дальнейших повышениях ставок вовсе не обязаны материализоваться в той степени, как того ждут рынки (4%), — считает главный валютный аналитик MG Financial Ашраф Лаиди. — Скорее эти замечания означают, что ФРС держит двери открытыми для дальнейших повышений ставки. Но их реальная судьба будет зависеть от будущего роста ВВП, инфляции, цен на нефть и геополитических рисков».

Дела китайские и не только


 


Ну а в четверг рынки озадачила неожиданно объявленная Китаем ревальвация собст­венной денежной единицы — юаня. Сама ревальвация не была значительной, составив достаточно символические 2,1% (с 8,28 до 8,11 юаня за доллар), но произошла она впервые с 1996 г. «Курс юаня будет более гибким и (будет) определяться на основании рыночных условий по отношению к корзине валют, — говорится в заявлении Народного банка Китая. Кроме КНР, в этом году еще три азиатские страны отказались от искусственного ослабления своих валют к американскому доллару: Южная Корея, Гонконг и Малайзия. Китайские власти пошли на этот шаг не только под значительно ужесточившимся в последние годы напором основных торговых партнеров — США, ЕС, Японии. Не в последнюю очередь они руководствовались и собственными интересами. Рост курса юаня скажется главным образом на стоимости сырья, ввозимого в Китай, и позволит китайским производителям сократить издержки на его приобретение. Также более сильная валюта должна помочь ослабить влияние притока иностранных инвестиций в страну на рост денежного предложения. Удерживая фиксированный курс национальной денежной единицы, за последние годы китайский центробанк в несколько раз увеличил объем собственных золотовалютных резервов. Только за последние 12 месяцев они выросли с $440 млрд. до $711 млрд. Количество выпущенных в оборот денег было соответствующим. Пока быстрорастущая китайская экономика поглощает эту денежную массу успешно. Но сможет ли делать это и дальше — большой вопрос.

Эксперты предсказывают юаню укрепление от 1% до 8% до конца этого года. Это значит, что страна столкнется с дальнейшим усилением притока иностранного капитала в страну. Причем в подавляющей массе — спекулятивного. По оценкам экспертов, в Восточноазиатском регионе уже сейчас прописалось около $700 млрд. «горячих» денег. Эта сумма в три раза превышает ее же аналог накануне финансового кризиса 1997 г. и в 3,5 раза — консолидированный годовой внешнеторговый профицит всего региона ($200 млрд.).

Впрочем, как все эти события скажутся на дальнейшей судьбе соотношения между долларом и евро, эксперты пока теряются в догадках. Больше всего сейчас инвесторов интересует нынешнее состояние экономики США. По этому поводу у финансовых рынков есть масса вопросов. Ответы на них, возможно, будут содержаться в запланированных на нынешнюю неделю американских отчетах по состоянию рынка недвижимости, спроса на товары длительного пользования и предварительного значения ВВП США за II квартал.

skolotyanyiy