Финансы

Ядерная жаба

На днях стало известно, что в конце прошлого месяца вступил в силу новый договор страхования ответственности НАЭК «Энергоатом» за ядерный ущерб. Страховая сумма по нему составила 50 млн. СПЗ (специальные права заимствований. 1 СПЗ = $1,5). Это в три раза меньше, чем требуется законодательством — 150 млн. СПЗ. В прошлом году такое страховое покрытие «не потянули» страховщики. Теперь же увеличить в три раза страховую сумму, а заодно и страховой платеж отказался страхователь.



22 июня вступил в силу новый (у старого истек срок) договор обязательного страхования ответственности за ядерный ущерб. Страхователь — НАЭК «Энергоатом», страховщик – Ядерный страховой пул Украины. Из названия самого документа становится понятно, что он направлен на защиту пострадавших от последствий возможных ядерных катастроф. Напомним, что Закон «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» устанавливает размер страхового покрытие по данному договору — 150 млн. СПЗ ($225 млн.). Но в новом договоре фигурирует цифра в три раза меньше — 50 млн. СПЗ ($ 75 млн.). По словам гендиректора ЯСПУ Владимира Захарова, страховщики-члены пула были готовы обеспечить страховую защиту на все 150 млн. СПЗ, но НАЭК «Энергоатом» отказался от этого.


В «Энергоатоме» корреспонденту «ЭИ» не удосужились объяснять причины такого решения, мол, сейчас директора по правовому обеспечению нет на месте — в командировке. Тогда мы обратились за комментарием к независимым экспертам. Директор департамента корпоративного права и собственности юридической фирмы «ЮрЭнергоКонсалтинг» Оксана Кишко разъяснила: «То, что страховая сумма составляет 50 млн. СПЗ, означает, что компания нарушает упомянутый закон и теоретически должна лишиться лицензии на эксплуатацию ядерной установки. Но в Законе «О гражданской ответственности…» указано, что финансовые гарантии в полном объеме должны быть на момент получения и продления лицензии». Поэтому, делает вывод эксперт, прямых санкций в данном случае законодательством Украины не предусмотрено. Таким образом, «Энергоатом» сегодня ничем не рискует, по крайней мере, до тех пор, пока компании не понадобится продлить лицензию, или не дай Бог, не случится какое-нибудь «ядерное событие». Выплаты по ущербу в этом случае (в сумме свыше 50 млн. СПЗ) лягут на Госбюджет…


По словам г-на Захарова, из упомянутых 50 млн. СПЗ — 12,5 млн. СПЗ остались у украинских страховщиков, а 37,5 млн. СПЗ перестрахованы в 11 зарубежных ядерных пулах. В этом году в перестраховании не участвует Российский ядерный страховой пул, так как в последний момент он потребовал увеличения перестраховочного тарифа с 2,05% до 2,86%. (Напомним, что в прошлом году 39,7 млн. СПЗ перестраховывалась в России. — Ред.) «Эти требования не были приняты украинской стороной, так как на 0,34 процентных пункта превышают тариф, по которому мы заплатили участникам мировой пулинговой системы», — прокомментировал г-н Захаров экономические причины, по которым украинцы «бортанули» россиян.

nedashkovskaya