Госфинмониторинг рассчитывает на успешное прохождение проекта в парламенте.
Документ, по сути, является внедрением в отечественное законодательство международных стандартов борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. «Практическая составляющая внесения этих изменений заключается в приведении украинской финансовой системы в соответствие с едиными стандартами, действующими как в европейских странах, так и в мире. Это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Украине, доверию иностранного капитала к отечественному финансовому рынку и прекращению проверок на соответствие международным стандартам украинских финансовых потоков»,— полагают в Госфинмониторинге. В комитете считают необходимым расширение перечня субъектов первичного мониторинга нефинансовыми компаниями (торговцами недвижимостью, адвокатами, нотариусами, торговцами драгметаллами и камнями и др.).
Кроме этого, для финансовых и нефинансовых учреждений усиливаются требования по работе с клиентами с целью получения максимально полной информации о них, их деятельности, участниках, руководителях и лицах, получающих выгоду от деятельности клиента. «Эти изменения более точно описывают саму процедуру проведения финмониторинга. Тем самым они могут упростить процедуру проверки страховой компании, так как конкретизируют отдельные вопросы, которые до сих пор остаются спорными и вызывают неоднозначное толкование»,— считает Ольга Гурбич, начальник отдела методологии и разработки страховых продуктов СК «РОСНО Украина».
В то же время усилить контроль за финансовыми операциями призвана предложенная проектом поправка к закону «О банках и банковской деятельности». Она обяжет банки идентифицировать клиентов, осуществляющих операции без открытия счета (например, денежные переводы) на сумму 5 тыс. грн. или эквивалентную ей в иностранной валюте. Как объяснили «i» в Госфинмониторинге, введение этой нормы инициировал Нацбанк. «Основная цель принятия указанных изменений заключается в ограничении оборота неучтенной валюты, что является опасным инструментом для легализации криминальных доходов. В то же время идентификация клиентов при осуществлении таких операций предоставит возможность банкам не только противодействовать отмыванию денег, а также контролировать оборот скрытой валюты в Украине»,— объяснили в Госфинмониторинге.
Банкиры же считают, что введение этой нормы не приведет к ожидаемому результату. Зампредправления банка «Финансы и кредит» Игорь Львов полагает, что выводить из тени нашу экономику следует экономическими методами, а не административными. По его словам, подобные ужесточения приводят только к тому, что бизнес все больше и больше уходит в тень. Хотя он и не исключает, что, возможно, кто-то и попадется, но вряд ли это будет связано с крупными операциями.
Председатель набсовета Правэкс-Банка Степан Черновецкий считает, что принятие законопроекта будет иметь отрицательные последствия для деятельности банков. «Документ дает право уполномоченному органу обратиться к банку с просьбой остановить осуществление финансовой операции по запросу соответствующего органа иностранного государства. Это является недопустимым, поскольку создает прямое вмешательство в хозяйственную деятельность клиента и противоречит нормам Гражданского кодекса. Отрицательным является и внесение изменений в части полномочий и прав уполномоченного органа, где предлагается предоставить ему право получать от субъектов ведения хозяйства справки, копии документов, которые содержат банковскую или коммерческую тайну»,— говорит господин Черновецкий.