Вопрос: Правда ли, что сделка по продаже Укрсоцбанка банку Intesa сорвалась из-за нежелания итальянской стороны обсуждать возможность доплаты за банк по окончании срока действия соглашения о его покупке?
Ответ: Без комментариев.
В: Продолжаются ли сейчас переговоры о продаже Укрсоцбанка?
О: К сентябрю мы планируем завершить увеличение уставного капитала на 650 млн. грн., будет новая ситуация, и тогда акционеры будут принимать решение о дальнейшей продаже банка.
В: Можно ли предположить, что Укрсоцбанк пойдет по пути ПриватБанка, акционеры которого отказались от идеи продавать свое кредитно-финансовое учреждение и планируют развивать бизнес самостоятельно?
О: Не думаю. По моим представлениям, акционеры группы «Приват» рассматривают банковский бизнес как составную часть деятельности всей группы — банк интегрирован с множеством сопутствующих бизнесов в рамках группы. При этом не исключено, что рано или поздно ПриватБанк будет отделен от группы «Приват»… Для «Интерпайпа» Укрсоцбанк не является необходимым связующим звеном для бизнеса группы — инсайдерские отношения сведены на нет. Поэтому планы по продаже отдельного актива для группы и представляются более реальными.
В: Нет ли риска проиграть в цене, затянув продажу еще на год? Европейские инвестбанки в своих исследованиях указывают на то, что сетевые банки в Украине переоценены — дескать, слишком много точек продаж на душу населения при небольших доходах граждан и сравнительно малых объемах ВВП…
О: Однозначной корреляции между эффективностью банковских отделений и ценой продажи банков нет. Для инвесторов первостепенное значение имеют в том числе и прогнозы по темпам роста финансового рынка Украины и баланса банков. Посмотрите, за последние пять лет банковская система росла на 50% в год по активам и доходам, опережающими темпами росла монетизация экономики. Если еще несколько лет тому назад крупные предприятия ходили за большими кредитами за рубеж, то уже сейчас отечественные банки первой тридцатки могут выдавать в одни руки кредиты размером до $100 млн. Это кредиты, которые вполне соответствуют потребностям крупных предприятий. Сохраняется положительное сальдо платежного баланса. Высокими темпами растут доходы населения, при этом уже многие люди в Украине живут с новым мировоззрением, активно кредитуются. Это свидетельствует о том, что у банковской системы есть огромный потенциал роста.
В: И как этот потенциал отразится на цене банковских активов?
О: В относительном исчислении цены могут снижаться, но заработать можно будет гораздо больше вложенных средств. Смотрите: при сохранении темпов роста за пять лет банки должны более чем в десять раз увеличить свои активы. А дальше посчитать выгоды достаточно просто. Давайте для примера возьмем банк, валюта баланса которого сейчас составляет примерно $1 млрд. и капитал $100 млн. Если через пять лет активы банка увеличатся в десять раз, то и капитал банка должен будет составлять около $500 млн. Даже при консервативном multiplies 2,5, для того чтобы купить такой банк, инвестору придется выложить минимум $1,25 млрд. Допустим, сегодня за банк с капиталом $100 млн. инвестор заплатил $400 млн. За 5 лет купленное кредитно-финансовое учреждение заработает примерно $70-100 млн., плюс к этому акционерам придется вложить в капитал банка еще около $300 млн. Итого мы получаем: заплатили живыми деньгами $700 млн. в течение пяти лет, а получили в итоге $1,25 млрд. Точка.
В: Да, но случись финансовый кризис, все эти расчеты будут несостоятельны…
О: А что вы имеете в виду под понятием кризис? Спад в экономике? Так экономика сейчас очень далека от состояния перегрева.
В: А большое количество некачественных активов банковской системы разве не может стать причиной кризиса? Среди первых 45 украинских банков 13 — с зарубежным капиталом. Темпы роста активов иностранцев за первые 4 месяца составляли в среднем 7-8%. У большинства банков с украинским капиталом темпы роста активов составили 17-20%. Ситуация с прибыльностью диаметрально противоположна. У иностранных банков доходы куда выше, чем у украинских банков, а резервы меньше.
О: Я бы не хотел говорить о конкретных банках и давать оценки своим коллегам — у них собственное видение банковского бизнеса. В целом банковская система имеет необыкновенный потенциал для роста. Я не оценивал качество активов по всей банковской системе. У нас качество активов хорошее…
В: Но ведь Укрсоцбанк не является всей банковской системой. Если лягут хотя бы два-три крупных банка, то системного кризиса не избежать…
О: Я бы не рисовал апокалиптических картин. Несмотря на всю критику, НБУ достаточно сильно зарегулировал рынок: требования к нормативу банковской ликвидности сейчас, на мой взгляд, даже жестче, чем требования Basel 2 за счет целого ряда особенностей, таких как исключения из расчетов норматива ликвидности наличных средств в кассе. Так что, я думаю, Национальному банку вполне по силам сохранить стабильность банковской системы.
В: Поставлю вопрос иначе. Украинские банки сейчас слишком активно наращивают потребительское кредитование. Может ли это стать проблемой для банковской системы?
О: Да, потребительское кредитование в том виде, в котором его проповедуют многие банки, действительно может стать причиной проблем финансового рынка. Я говорю в первую очередь об экспресс-потребительском кредитовании. Опасения вызваны невозможностью адекватно идентифицировать клиента, который получает кредит вне стен банковских учреждений. Количество злоупотреблений достаточно велико. Как проверить человека с поддельным паспортом в магазине бытовой техники на окраине Киева? Риск несет в себе и сама процедура выдачи потребительского кредита вне банковского отделения. Ведь кредитный эксперт никак не мотивирован на возврат этого займа. Более того, он получает процент от объема выданных кредитов и заинтересован выдать как можно больше банковских денег… Юристы уже сформировали отдельный бизнес, добиваясь в суде признания условий кредитного договора кабальными. Есть прецеденты, когда по решению суда выплаченные проценты засчитываются в тело кредита и на этом погашение заканчивается. Поэтому, на мой взгляд, портфель потребительских кредитов необходимо выделять в отдельный бизнес, лучше всего в не банковский, и ни в коем случае не садить его на баланс универсального банка. Это слишком рискованно. Я считаю, что наиболее правильная концепция развития потребительского кредитования на базе универсального банка — это овердрафты по кредитным картам.
В: В Украине многие страховые компании находятся в состоянии технического банкротства. Может ли потенциальный кризис страхового рынка задеть банки?
О: Действительно, значительное количество СК — технические банкроты. Такие компании перекредитовываются в банках, чтобы показать достаточное количество сформированных резервов. Если пирамида страховых компаний начнет рушиться, то, теоретически, она может задеть банки. Исходя из этих соображений, год назад мы остановили аккредитацию практически всех страховых компаний в нашем банке и начали анализировать СК по новой методике (с учетом справедливой стоимости активов). Из 40 аккредитованных компаний подтвердили аккредитацию только 10. Реальные активы этих компаний хотя бы покрывают резервы, сформированные по методике регулятора. Остальные компании не обладали достаточными ресурсами.
В: А в принципе, насколько сильно крах СК может ударить по платежеспособности обслуживающего банка?
О: Не могу сказать, что банкротство СК — это серьезный риск для нормального банка. Если какая-либо компания объявит о дефолте, то у банка возникнет риск невыплаты страховых покрытий по некоторым залогам, которые обеспечивают выданные банком кредиты. Однако вероятность серьезных проблем у банка невелика, так как банкротство СК не влечет за собой невыплату кредита, например, на покупку квартиры. Другое дело, если банк кредитовал страховую компанию, чтобы та могла выполнять нормативы резервирования…