Финансы

Сергей Тигипко: «Экстренные ситуации на банковском рынке сегодня практически невозможны»

Вопрос: Может ли политический кризис перерасти в кризис финансовый?

Ответ: В Украине таких предпосылок пока нет. Отечественная экономика уже давно не зависит от политической составляющей. И Нацбанк, и банковская система имеют достаточный опыт поддержания стабильной и эффективной работы в условиях шаткой политической ситуации. Именно этот фактор позволяет предполагать, что нынешняя политическая ситуация не повлияет на стабильность работы банков в частности и экономику в целом. Учитывая взвешенную политику НБУ, можно прогнозировать, что в Украине финансы не станут заложниками политики.

В: Многие эксперты сравнивают весну 2007 года с осенью 2004-го. Есть ли опасность, что под влиянием политической ситуации вкладчики начнут изымать свои сбережения с банковских счетов?

О: Это маловероятно. Во-первых, отечественные банкиры достойно преодолевали напряженные политические моменты уже не одних выборов — все их обязательства перед клиентами и вкладчиками банков всегда полностью выполнялись. Во-вторых, в Украине уже формируется определенная культура финансовых отношений «банк — гражданин», а уровень доверия к отечественной банковской системе растет. Разорвать эту цепочку доверия сложно и одновременно опасно. За последнее время отечественная банковская система усилилась в основном за счет иностранного капитала. Заключив соглашение с иностранным инвестором, отечественный банк в случае необходимости может обратиться в материнскую структуру за поддержкой ликвидности и с ее помощью получить возможность размещать свои облигации на внешних рынках. Это уменьшит зависимость банка от депозитов юридических и физических лиц, от ситуации на внутреннем межбанковском рынке.

В: Сможет ли политическое противостояние повлиять на курс гривни?

О: Могут быть, конечно, небольшие отклонения от курса (особенно наличного), но НБУ в состоянии моментально отреагировать на такие ситуативные изменения. Даже если допустить, что спрос на валюту резко вырастет, то у НБУ достаточно резервов: валютные резервы выросли в 2006 году на $2 млрд. — до $22,3 млрд., что увеличило ликвидность с 74% до 112%. Относительно национальной валюты я уверен: Нацбанк в этом году сможет удерживать привязку курса гривни к доллару на уровне 5,05. Этому способствует высокий уровень притока капитала. В Украине, подчеркиваю, очень хорошие показатели для экономического роста, и политика тут вмешиваться не должна.

В: Но люди все же переживают.

О: Я понимаю, что любые стрессы политического характера вызывают волнения различного рода. Но давайте отойдем от эмоций. Несмотря на то что многие политологи и аналитики сегодня прогнозируют скачки курсов валют, никакого ажиотажного спроса на валюту не наблюдается — объемы торгов на межбанковском рынке показывают, что он, как и розничная сеть, работает в нормальном режиме без каких-либо курсовых отклонений. Что касается уличного курса валют, то здесь наблюдалось некоторое оживление — вначале, как обычно бывает в таких случаях, курс попытались расшатать, и обменники выставляли завышенные курсы на продажу валюты. Нацбанк моментально отреагировал на данную ситуацию и обратился к коммерческим банкам, контролирующим сеть агентских пунктов. После этого ситуация была полностью урегулирована, в пунктах обмена валют появились обычные котировки. Я уверен, что природная мудрость, прагматизм и стрессоустойчивость украинского народа не позволят политикам ввести людей в заблуждение и вызвать панику на финансовом рынке.

В: Как вы расцениваете решение Верховной Рады о запрете НБУ финансировать избирательную кампанию 2007 года?

О: За исключением первых лет независимости, НБУ никогда не занимался финансированием бюджетных расходов. Это претит его статусу независимого регулятора. Сегодня не только банкиры, но и политики прекрасно понимают, что стабильная национальная валюта — это атрибут стабильного государства. Расшатывание финансового рынка никому на пользу не пойдет, да и Нацбанк не допустит этого. Поэтому экстренные ситуации на банковском рынке сегодня практически невозможны — НБУ не допустит политизации гривни. Уверен, что и Нацбанк, и коммерческие банки страны достойно преодолеют эту временную политическую нестабильность и обеспечат максимально эффективное функционирование экономики государства. Вместе с тем, учитывая, что во всем мире финансы являются очень чувствительной к внешним и внутренним раздражителям системой, сегодняшнее политическое противостояние сторон необходимо как можно быстрее урегулировать. Фактор времени здесь очень важен.

Сергей Тигипко родился в 1960 г. в селе Драгонешты Лазовского района Молдовы. В 1982 г. окончил Днепропетровский металлургический институт. В 1991-2001 г. — зампредправления банка «Днепр», а затем предправления днепропетровского ПриватБанка. В 2001 г. вместе с женой создал группу ТАС. В 1997 г. назначен вице-премьером по вопросам экономики в правительстве Павла Лазаренко. В 1999-2000 гг. — министр экономики в правительстве Виктора Ющенко. В декабре 2002 г. избран главой НБУ, а в ноябре 2004 г. подал в отставку. Руководил избирательным штабом Виктора Януковича в 2004 г. С октября 2005 г. — предправления ТАС-Комерцбанка. В феврале 2007 г. продал ТАС-Комерцбанк шведскому Swedbank, сохранив за собой пост предправления.

dubinskiy