Вопрос: Фонд готов расширять сферу деятельности, у него имеются средства на кредитование научно-педагогических кадров?
Ответ: Средства предусмотрены, правда, небольшие — в госбюджете выделено всего 15 млн. грн. Но для нас появление этой программы стратегически важно, так как мы получили право работать еще в одном направлении. Кроме того, полномочия фонда могут быть расширены благодаря принятию новых законов. Мы будем отстаивать закрепление за фондом статуса специализированного государственного учреждения при Кабмине, ответственного исполнителя ряда бюджетных программ. Кроме того, фонд должен иметь возможность полноценно вести хозрасчетную деятельность, то есть не только расходовать бюджетные средства, но и зарабатывать на реализацию госпрограмм.
В: Вы готовы предлагать на рынке новые продукты?
О: Да. Мы планируем работать не только по действующим программам (сегодня их две — льготное кредитование и частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет бюджетных средств.— Авт.), но и предоставлять желающим кредит для строительства жилья под 5-8% годовых (или процент инфляции). Но условием работы по такой программе может стать наличие у нас свободных средств от ведения хозрасчетной деятельности. Ведь льготная программа, предусматривающая выдачу кредита на срок до 30 лет под 3% годовых (в гривне), предполагает еще и ряд льгот. К примеру, если в семье один ребенок, то процент за пользование кредитом не платится, если двое детей — еще минус 25% тела кредита, если трое и больше детей — минус 50% тела кредита. Эта программа приносит государству свои плоды — коэффициент рождаемости среди семей, участвующих в программах фонда, в 2,5 раза выше, чем по Украине. Но для фонда как для финансового учреждения она неэффективна.
В: Как могут быть реализованы эти планы, если фонд в прошлом году фактически заморозил деятельность и накапливал долги по действующим договорам?
О: Это не совсем так. По программе льготного кредитования кредиты выдаются с 1998 года. За 8 лет из государственного и местных бюджетов на эти цели выделено 711 млн. грн., за эти средства нами выдано 8,5 тыс. кредитов. Но желающих получить помощь фонда — около 100 тыс. семей. Чтобы выдать столько кредитов, нужно выделить из бюджета 20 млрд. грн. А это нереально — весь бюджет страны на 2007 год составляет 132 млрд. грн. Поэтому наша задача — находить финансово-кредитные механизмы привлечения внебюджетных средств. С этой целью в 2003 году была запущена вторая программа — частичной компенсации процентной ставки по кредитам, выданным коммерческими банками. Благодаря ей из банковской системы привлечено почти 1,9 млрд. грн. кредитных средств. А общее количество семей, воспользовавшихся поддержкой фонда, составило 25,5 тыс. Правда, в 2006 году новые договора не заключались (2003 год — 63 договора, в 2004 году — 1,14 тыс. договоров, в 2005 году — 15,8 тыс.).
В: С чем это связано?
О: 2006 год был кризисным в работе фонда. При подготовке бюджета-2006 мы доказывали Минфину и Бюджетному комитету парламента, что на эту программу нужно предусмотреть 122 млн. грн. Но нам выделили только 30 млн. грн. Это произошло, потому что к подготовке бюджета подходят арифметически. Логика Минфина была такова: из госбюджета на эту программу в 2003 году потрачено 25 тыс. грн., в 2004 году — 1,5 млн. грн., в 2005 году — 25 млн. грн. Значит, в 2006 году достаточно 30 млн. грн. При этом паспорт этой бюджетной программы с цифрой 122 млн. грн. господа Павленко и Пинзеник (тогда министр по делам семьи, молодежи и спорта и министр финансов.— Авт.) подписали, но выделено было только 30 млн. грн.
В: Кто изменил цифру?
О: Цифру 30 млн. грн. в Раду подал Минфин и, несмотря на все наши расчеты и доказательства, она осталась в бюджете-2006. Сразу после этого начались проблемы: ведь только по ранее принятым обязательствам без учета новых договоров нам надо было заплатить 122 млн. грн.
В: Вопрос с обязательствами решен?
О: Да, мы полностью рассчитались с долгами. К концу прошлого года нам удалось увеличить ассигнования с 30 до 99,3 млн. грн. На 31 декабря 2006 года оставался долг 19,7 млн.грн., но к 15 марта он был полностью погашен из бюджетных поступлений этого года.
В: Каким образом фонду удалось столь значительно увеличить ассигнования?
О: 30 млн. грн. перевели из программы льготного кредитования на программу частичной компенсации. В конце года Министерство по делам семьи, молодежи и спорта нам выделило 9,2 млн. грн. — из средств других госпрограмм, предусмотренных бюджетом, но не работающих. А когда пересматривали бюджет, Минфин добавил еще 30 млн. грн. Кроме того, мы сэкономили 250 тыс. грн. на финансировании центрального аппарата фонда.
В: Будут ли заключаться по программе частичной компенсации новые договоры в этом году?
О: На эту программу в бюджете-2007 предусмотрено 123,2 млн. грн. Пока по согласованию с Минфином предусмотрено заключение 1 тыс. новых договоров. Хотя 6 марта новый наблюдательный совет дал поручение заключить в этом году не менее 5 тыс. новых договоров. Эта задача выполнима: долг погашен, выделенных денег хватает, чтобы ритмично закрывать обязательства по действующим договорам.
В: С долгами за прошлый год — понятно, а чем можно объяснить долги фонда по программе частичной компенсации процентной ставки за предыдущие годы?
О: Схема работы программы такова: коммерческий банк выдает кредит на строительство или покупку жилья, например, в долларах под 12% годовых, после фонд из средств госбюджета компенсирует часть процентной ставки в объеме учетной ставки НБУ (сегодня 8,5%.— Авт.). Механизм компенсации работает по факту оплаты. То есть банки ежемесячно заемщикам начисляют проценты за пользование кредитом и платежи по телу кредита, люди платят по счетам, а банки ежемесячно по факту оплаты присылают в фонд реестры. На их основании и начисляется компенсация, которую фонд перечисляет на счета заемщиков. Но бывают случаи, когда банки хитрят. Заемщиков из числа участников нашей программы имеют 22 банка, причем в некоторых 3-5 тыс. И некоторые банки затягивают подачу в фонд реестров из-за задолженности у нескольких заемщиков. Это своеобразный способ давления на должников.
В: Как известно, Министерство строительства устанавливает в соответствии со своими методиками цену 1 кв. м жилья. Исходя из нее Фонд может выдать льготные кредиты. Но она намного ниже рыночной. Как тогда вы выдаете кредиты?
О: Ситуация парадоксальная, особенно в Киеве. Сегодня мы имеем право выдавать заемщикам кредиты на жилье по цене 3,356 тыс. грн. за 1 кв. м. И если мы полноценно выполняем функцию заказчика на отведенной нам для строительства земле (этим занимается специально созданное при фонде хозрасчетное предприятие — Управление жилищного строительства), мы можем минимизировать цену. Но за все время работы в Киеве фонду не удалось получить ни одной площадки под строительство. А так как нет земли, мы идем на поклон к коммерческим застройщикам и просим их выделить для наших заемщиков 100 квартир по цене ниже рыночной. Но коммерческие структуры мало интересует государственная программа — их интересует прибыль, поэтому уступить могут максимум 10%. Цена 1 кв. м в конце прошлого года составляла 5,2 тыс. грн., сейчас — 7,5 тыс. грн. Поэтому заемщикам приходится доплачивать разницу.
В: В других областях ситуация иная?
О: Да. Сегодня в четырех областях — Луганской, Хмельницкой, Закарпатской и Волынской — благодаря работе управления жилстроительства удалось минимизировать цену 1 кв. м жилья и привести ее к нормативной. Например, в Луганске под строительство фонду отведено 5 га земли. За счет бюджетных средств эту территорию мы будем застраивать 20 лет. Чтобы ускорить строительство, часть из строящихся квартир мы планируем продавать по рыночной цене. Схема работы такая: запланировано строительство стоквартирного дома, имеется финансирование из бюджета на 30 квартир, следовательно, 70 квартир продаем на рынке. Так как заказчик — Управление жилищного строительства — госпредприятие, то вся полученная им прибыль направляется на реализацию госпрограммы обеспечения молодежи жильем.
Поставлена задача, чтобы наш заказчик к концу этого года работал в 14 областях. При такой схеме работы только в этом году мы сможем получить дополнительно десятки миллионов гривен, а в следующем — выйти на сумму, равную выделенной из бюджета.
В: Почему управление жилстроительства не работает в Киеве?
О: Основная проблема — выделение земли. В Киеве, где все уже поделено, а схемы получения земли не всегда легитимны, так как прибыль от строительства может достигать 200%, — это чрезвычайно сложная задача. Хотя в сентябре прошлого года мы договорились с Подольской районной администрацией о реализации совместного проекта: они выделяют землю (была даже зарезервирована площадка на проспекте Правды), а мы кредитуем молодые семьи, стоящие на очереди в Подольском районе. Все необходимые документы в октябре были отправлены в Киевсовет, так как он принимает решение по отводу земли. Ответа пока не поступало.
В: Для продажи строящегося вами жилья будете привлекать коммерческие структуры?
О: Нет. Сегодня существует два законных механизма реализации строящегося жилья: через фонды финансирования строительства (ФФС) и при помощи целевых облигаций. Заключение договора с коммерческой структурой-управителем ФФС нецелесообразно, так как условия кабальные: высокий процент за их услуги (в Киеве, например, не менее 4%), при этом все условия договора составлены в пользу банка-управителя. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы самим стать управителем ФФС.
В: Что этому мешает?
О: Закон, которым руководствуется Госфинуслуг, выписан под коммерческие финансовые учреждения и, следовательно, фонд этим требованиям не соответствует. Только для того, чтобы зарегистрировать наш фонд в качестве управителя ФФС, Госфинуслуг разработала и приняла специальное положение (сегодня фонд внесен в госреестр как финансовое учреждение и ожидает выдачи лицензии).
Также мы пробовали выпустить облигации под конкретные дома в Луганске. И в этом случае столкнулись с аналогичной проблемой, но уже в ГКЦБФР, куда был подан проект эмиссии. Госкомиссия в регистрации эмиссии отказала из-за замечаний к документам. Причем процентов 90 — технические замечания, а вот 10% — требуют внесения изменений как минимум в соответствующие постановления Кабмина. Этим занимаемся. Думаю, такая работа займет три-четыре месяца. Но к осени выпустим облигации.
В: Работаете над новыми схемами привлечения внебюджетных средств?
О: Да. В этом году планируем запустить совместный проект с Государственным ипотечным учреждением. Схема работы очень простая: одновременно внедряется рефинансирование банка и программа частичной компенсации заемщикам процентной ставки по кредиту. Таким образом, при рефинансировании коммерческий банк может выдавать кредиты в гривне под 11% годовых, минус 8,5% (ставка НБУ) по программе компенсации, в результате участник программы нашего фонда получает кредит в гривне под 2,5% годовых (29 марта ГИУ и Ощадбанк подписали генеральное соглашение о рефинансировании и обслуживании ипотечных кредитов.— Авт.).
В: Когда и с какими банками начнет работать эта схема?
О: Пока сказать не могу. Ведем переговоры.
В: Как фонд выбирает семьи для участия в программах?
О: Действительно, раньше было много обвинений в злоупотреблениях. Скажу больше, злоупотребления действительно были, только виновных не поймали, хотя и пытались это сделать. В результате, чтобы устранить возможность нарушений, создали компьютерно-рейтинговую систему, которая работает уже около года. Теперь от работника фонда не зависит выбор претендента на участие в программах нашего фонда. Заемщики собственноручно заполняют анкету, подтверждают правдивость предоставленной информации своей подписью и копиями соответствующих документов. Ответственный работник фонда вносит информацию в компьютерную базу и заверяет ее своей электронной подписью. Таким образом, два человека несут ответственность за соответствие действительности предоставленной информации. В соответствии с такой рейтинговой системой в базе фонда чуть более 16 тыс. молодых семей, которым льготный кредит можно выдать сегодня. Причем наша система не советская очередь — она позволяет перемещаться по списку в зависимости от изменения семейных обстоятельств. Например, были на 300-м месте, родилась тройня, переместились на 3-е место. Или семья была на 200-м месте, один из ее членов защитил диссертацию, переместилась на 20-е, то есть, эта система стимулирует социальную активность и профессиональный рост молодежи.