Несмотря на то что инвестиции в образование подчас не дают сиюминутной отдачи, спрос на дипломы будет расти в расчете на будущие доходы. А спрос, как известно, порождает предложение и, к сожалению, не всегда законное. Как выяснилось, получить диплом можно без лишнего напряжения и бессонных ночей — просто купить поддельный. Учитывая, что электронная система учета такого рода документов в общегосударственном масштабе у нас пока не работает, попасться на фиктивном дипломе, особенно старого образца, шанс невелик. Другое дело, какого качества специалиста приобретает компания, но это — уже другая история.
Фирм, зарабатывающих на поддельных дипломах, в одном только Киеве около сотни. Купить диплом любого (!) украинского вуза любого года выпуска можно за $400-800. Более того, клиенту предоставляется скидка в размере от 10% при покупке двух и более дипломов.
Учитывая количество дипломных скандалов в украинском истеблишменте, можно предположить, что количество купленных корочек уже приближается к числу полученных таким же образом прав на вождение автотранспорта. Поэтому так и живем.
Поскольку сегодня для получения образования требуется не только время, но и немалые деньги, все более актуальным для претендентов на очередной диплом становится вопрос эффективности вложений. Или, понятным языком, — когда окупятся затраты на обучение, и окупятся ли вообще.
Методику практического подсчета экономической эффективности образования разработал профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри Беккер (кстати, получивший в 1992 г. Нобелевскую премию за «распространение сферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия»).
Для определения эффекта от получения серьезного образования он предложил из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитать пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. В составе затрат на обучение профессор выделял прямые затраты (оплата обучения, проживания, проезда и др.) и «потерянные заработки», т.е. доход, недополученный учащимися за годы учебы. Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность вложений в человека. По выкладкам Беккера, в США отдача высшего образования находилась на уровне 10-15%, что превышало показатели прибыльности для большинства фирм.
С тех пор во вложениях в то, что сейчас называют «капитализацией личности», научились видеть инвестиции, обеспечивающие непосредственные выгоды для человека. Но в каждом конкретном случае эту выгоду стоит рассчитывать отдельно. Особенно тогда, когда недополученный доход измеряется не зарплатой выпускника школы, подрабатывающего по вечерам в МакДональдсе, а ставкой дипломированного специалиста, занимающего должность менеджера среднего или высшего звена в престижной компании.
Поэтому прежде, чем во второй раз садиться на студенческую скамью, нужно четко понимать, зачем это нужно. Получать второе высшее стоит, если есть необходимость или желание стать универсальным специалистом и приобрести диплом и знания в смежной области. Например, стать не просто экономистом, но еще и аудитором. Или будучи ведущим специалистом строительной компании, стать ее директором. Тогда в дополнение к уже имеющемуся диплому инженера понадобится корочка об окончании вуза, где готовят управленцев. В данном случае второе высшее позволит претенденту справляться с обязанностями на новом уровне и не только разбираться в своем участке работы, но и видеть схему функционирования предприятия в целом.
Самый простой способ оценки эффективности инвестиций в образование выглядит так: суммарные дополнительные доходы в будущем, связанные с наличием высшего (второго высшего) или бизнес-образования, должны существенно превышать суммарные расходы на его получение. На основе этого же принципа легко посчитать и срок окупаемости таких вложений. Суммарные дополнительные доходы от нового образования можно рассматривать как разницу между заработной платой человека, его получившего, и человека, его не имеющего.
Сегодня в Украине средний прирост заработков от высшего образования пока в два раза меньше, чем в экономике США, но все же весьма существенен: уже сегодня работники с высшим образованием получают как минимум вдвое больше выпускников школ, а обладатели степени МВА — на целый порядок.
Согласно данным кадровых и маркетинговых агентств, в 2006 г. средняя заработная плата квалифицированных сотрудников в Киеве составляла $800, а работники без высшего образования в конкретной области получали $500. Легко посчитать разницу: она составляет $300 в месяц, то есть $3,6 тыс. в год. Это и есть дополнительные суммарные доходы специалиста, источником которых служит уровень его образования.
Сразу оговоримся, что в дальнейших расчетах мы не будем учитывать рост доходов в результате накопления опыта и получения собственно МВА, но если принять во внимание и эти факторы, цифра $3,6 тыс. существенно возрастет.
Теперь считаем расходы. Как уже говорилось, суммарные затраты на получение высшего образования складываются из прямых расходов (в виде полной или частичной оплаты обучения) и упущенного заработка, если человек не может работать вообще или делает это неполный рабочий день.
Годовая стоимость обучения в вузе, по данным Госкомстата Украины, в 2006 г. составляла в среднем $1 тыс. в год. Таким образом, второе высшее без отрыва от производства занимает один-два года и обходится в общей сложности в $2-3 тыс. Учтем также упущенную выгоду, то есть те доходы, которые студент мог бы получить за время обучения. Поскольку наши фирмы весьма неохотно предоставляют учащимся сотрудникам оплачиваемый отпуск на время экзаменационных сессий, за год теряется минимум, две зарплаты, то есть около $2 тыс. за все время обучения. А теперь рассчитываем срок окупаемости инвестиций, приравняв величины суммарных доходов и расходов, и выведем то количество лет, через которое вложения полностью окупятся. В нашем случае уже через полтора года образованный специалист вернет свои затраты на учебу.
Эта считалочка выглядит немного смешной, но тем не менее, синие воротнички из киевских офисов делают вложения в собственное образование прежде приобретения новых автомобилей и даже первого взноса на жилье. И это – правильно.
Ольга Галицкая
корреспондент
Большинство людей полагают, что прекрасно разбираются в политике, медицине и воспитании детей, при этом не имея ни малейшей специальной подготовки в этих сферах человеческих знаний. Более того, даже не считая нужным позаботиться о получении таких знаний. Впрочем, большинство людей все же не зарабатывают этим на жизнь. Но если работа требует глубоких и системных знаний, идея расширить свой образовательный кругозор выглядит вполне разумной. Правда, реальную прибыль от дополнительного образования получить можно не всегда. Особенно в нашей стране. Говорить же об эффективности инвестиций можно только в том случае, если без диплома категорически невозможно получить желаемую работу или продвинуться по карьерной лестнице. Только тогда недополученный доход будет компенсирован за счет последующего роста зарплаты. Но и здесь можно столкнуться с суровыми украинскими реалиями. Чаще всего директор считает, что получение второго диплома, даже по профильной специальности — еще не повод повысить оклад. Поэтому говорить об экономической отдаче не всегда уместно. Впрочем, никогда не поздно сменить директора…
Дмитрий Горюнов
редактор отдела «Экономика»
Ближе к окончанию первого вуза уже было понимание необходимости получать второе образование. Работа по специальности — занятие теоретической физикой — меня уже не прельщала. После изучения многоэтажных уравнений от романтики не осталось и следа. Заработать на жизнь этим в Украине нереально. А уезжать за рубеж я не захотел (такие мысли были). Мой близкий друг считал по-другому и отправился заниматься астрофизикой в США. Правда, и он после получения PhD подумывал о применении математических навыков на Уолл-стрит. Я же начал с экономической теории. «Экономику нужно учить исключительно для того, чтобы экономисты не смогли обвести вас вокруг пальца»,— говорили нам на одной из первых лекций.
По иронии судьбы учился я почти за рубежом. Географически находясь в Киеве, вуз представлял собой западный университет. Да и стипендию я получал за счет американских налогоплательщиков. По тем временам немаленькую.