Финансы

«Чем тянуть козу за хвост…»

Вчерашняя пресс-конференция главы НБУ Владимира Стельмаха была созвана в срочном порядке. Дабы «разъяснить определенные вопросы, которые есть», «поскольку когда читаешь прессу, есть неоднозначное понимание». Владимир Семенович в очередной раз рассказал, для чего была нужна ревальвация, и почему она была произведена именно так. А еще немножко пролил свет на то, что будет дальше.


 


   Еще в начале пресс-конференции председатель НБУ Владимир Стельмах в очередной раз заявил, что руководство Нацбанка уверенно в своей правоте. По его словам, произведенные в НБУ тщательные расчеты показывают, что усиление курса гривни к доллару в рамках 10% «идет только на пользу населению и экономике в целом». Доводы главы Нацбанка были, по сути, аналогичны тем, которые были озвучены им ранее в ВР и Кабмине (см. «ЭИ» №156,158). Поспешность с ревальвацией курса г-н Стельмах объяснил тем, что Нацбанк посчитал ее более предпочтительной, чем поэтапное усиление: «Чем тянуть козу за хвост, лучше за один раз»… Было заметно, что главу НБУ «достали» публичные «курсовые» заявления министра экономики Сергея Терехина. «С самого начала года со стороны экономического блока правительства и пана министра начали раскручиваться инфляционные и курсовые ожидания. Мол, если Нацбанк не укрепит валюту до такого-то значения курса, то инфляция по итогам года будет за 12%, за 15% и т. д.»,— сердито произнес г-н Стельмах. И в очередной раз указал на значительное увеличение притока «горячих денег» в страну, привлеченных «обещаниями» грядущей ревальвации курса.


   Надеясь на постепенное усиление гривни, иностранные спекулянты рассчитывали получить дополнительный заработок на курсовой разнице. «А что пан Терехин? — горячился г-н Стельмах. — Пан Терехин на тот момент, когда они должны были выводить выручку от продажи облигаций, предполагал курс 4,55 грн./$1. Понимаете? И он пытался его отстаивать. Вот это, я считаю, авантюра. Либо экономическая неграмотность, либо рекомендации этих инвестфондов». «Честно говоря, уже нельзя выдержать то, что у него, как это получше выразиться, какой-то «рог изобилия». По тем вопросам, кстати, по которым он не имеет права… Чего он идет сюда в эти вопросы?»— вопрошал глава НБУ. А еще г-н Стельмах признался, что вопрос ревальвации неоднократно обсуждался в кабинете Президента. И что Нацбанк сейчас более чем плотно взаимодействует с правительством. «У нас идет оперативное общение в ежедневном режиме. Вот только обычно двое — «за», а один против». На вопрос, «кто против», уточнил: «имею в виду Терехина».


   О будущем… Г-н Стельмах заявил, что Нацбанк продолжит выкупать избыток валюты во избежание дальнейшего резкого падения курса доллара. «Мы не можем не выкупать валюту. Если мы не выкупим хотя бы два дня, доллар сильно опустится»,— сказал он. И пообещал, что в нынешнем году НБУ не планирует новых резких колебаний курса гривни. А еще сообщил, что уже разработано постановление, которым будут ослаблены ограничения для работы банков на валютном рынке. Документ должен быть направлен на регистрацию в Минюст уже сегодня и может вступить в силу вскоре после майских. «Будет разрешена любая покупка: в тот же день, tomorrow, next week, все, что они хотят. Разрешается входить в любую валюту, выходить из валюты», — сообщил глава НБУ. Правда, в связи с либерализацией правил межбанковского рынка регулятор может пересмотреть нормативы лимитов валютной позиции банков. Называть конкретный курсовой ориентир глава НБУ поначалу отказался, но потом сдался и заявил, что в сентябре 2005 г. курс будет 5,05 грн./$1. Имея в виду, судя по всему, официальный курс. Поскольку реальный рыночный курс на межбанке и в обменниках может существенно отличаться от индикативного курса регулятора, корреспондент «ЭИ» попытался выяснить, насколько значительным может быть это отклонение. Но ответа не получил. Не дал глава НБУ и точного ответа на вопрос, какие Нацбанк собирается внести изменения в «Основы кредитно-денежной политики» на текущий год. И как планирует откорректировать «плановые показатели» роста денежных агрегатов (это когда денежку печатать начинают). Нужно, дескать, посмотреть, как эмитированные деньги «будут расходиться по экономике».


   По словам г-на Стельмаха, Нацбанк готов активизировать стерилизацию (изъятие из оборота) гривневой массы в случае ускорения инфляции. «У коммерческих банков, по нашим оценкам,остается ликвидность, которая носит спекулятивный характер и может быть использована для раскручивания инфляции… Мы посмотрим инфляцию за апрель, за май, если она будет раскручиваться, то мы интенсифицируем наши инструменты абсорбации денежной массы»,— сказал глава НБУ. В настоящий момент остатки на корсчетах банков составляют 12,3 млрд. грн., избыточная ликвидность в них — 6,8 млрд. грн. Г-н Стельмах также добавил, что для ее сокращения регулятор готов задействовать различные инструменты стерилизации, но какие — не сказал.


   Владимир Стельмах в очередной раз акцентировал внимание на том, что приоритетной задачей регулятора сейчас является сокращение эмиссии под покупку валюты, поскольку она, по словам г-на Стельмаха, имеет непродуктивный характер и на 30% инфляционна. Вместо этого Нацбанк намерен насыщать экономику денежными ресурсами через операции рефинансирования, т.е. давать кредиты банкам, которые будут финансировать конкретные инвестиционные проекты. Причем регулятор рассматривает возможность активизации рефинансирования не только на три и шесть месяцев, но и на срок до одного года.

skolotyanyiy