Человек стремится к красоте. Он покупает красивые вещи, красивую одежду. Старается сделать дом красивым и уютным. А для этого думает не только о том, в какой цвет покрасить стены, но и чем их украсить. В последнее время появилась мода украшать стены дома или офиса как минимум репродукциями картин известных мастеров. Но есть и те, кто может повесить на стену и оригинального Шагала. Выбирая картину или графику, любитель красоты, как правило, ориентируется на свой собственный вкус: нравится – не нравится. И мало кто, покупая произведения искусства, задумываемся над тем, что в данный момент делает инвестиции, которые могут в будущем принести немалый доход.
Сегодня картины, наравне с ценными бумагами, продают и покупают. Зачастую с головокружительной скоростью и, как правило, с хорошей прибылью. Как и на фондовом рынке, есть произведения искусства, которые приносят небольшой, но стабильный доход, но и риски при этом незначительные. А есть лоты, которые могут любителю риска принести огромную прибыль либо не принести ничего. И те, и другие являются неплохим способом вложения денег.
За рубежом рынок инвестиций в искусство сформировался в середине 60-х годов прошлого века и его оборот составляет несколько десятков миллионов долларов ежегодно. При этом емкость мирового рынка культурных ценностей сегодня оценивается в $27 млрд. Стремление вкладывать деньги в разумное, доброе, вечное в последнее время наблюдается в России, где емкость белого рынка составляет примерно $1,5 млрд. И, несмотря на наше традиционное отставание от северных соседей на три-пять лет, эта тенденция заметна и в Украине.
По оценкам специалистов, в Украине цены на предметы искусства и антиквариат растут в среднем на 15-20% в год, хотя теоретически прибыль на этом рынке может составить и тысячи процентов. Так, например, рисунок Винсента ван Гога «Домик в Сан-Мари», приобретенный в 1978 г. за $225,5 тыс., за 11 лет вырос в цене в 10 раз — до $2,310 млн., а картина Клода Моне «Руанский собор. Портал», стоившая в 1985 г. всего $4750, в 2000 г. была продана за $15 млн. — дороже в 3 тыс. (!) раз.
Очевидно, западному инвестору проще — у него под рукой имеются многочисленные индексы доходности искусства. Например, всемирно признанный нью-йоркский Mei-Moses All Art Index, миланский Gabrius Art Index, лионский Artprice, британско-швейцарский Zurich Art and Antiques Index.
Помимо индексов, существуют и базы данных ArtNet, Art Sales Index, Artprice, где подписчику (стоит эта роскошь от $200 до $2500 в год) предоставляется возможность получить профессиональный анализ состояния рынка и тенденций его развития, увидеть изображение самого произведения искусства, получить подробнейшую информацию о его продажах, происхождении и цене. А проконсультировать желающих вложить деньги в предметы искусства могут специалисты ведущих инвестиционных банков, например, Сitigroup, Deutsche Bank.
Нам о таком сервисе остается только мечтать: украинский арт-рынок в стадии формирования и сами специалисты пока не спешат называть его надежным. Во-первых, по сравнению с Западом наша инфраструктура пока недостаточно развита, во-вторых, операции на рынке сопряжены со множеством рисков. Так что сегодня вложение средств в антиквариат и его самый доходный сегмент — живопись — такой же рискованный и прибыльный бизнес, как игра на фондовом рынке.
Хороший художник — мертвый художник
Если присмотреться к принципам инвестирования в предметы искусства, они совпадают с правилами формирования инвестиционного портфеля: эксперты советуют делать ставки на голубые фишки, искать новые потенциально интересные направления, помнить о давно закрепившихся на рынке предметах, дающих стабильный ценовой прирост, и безжалостно избавляться от малодоходных вложений.
При этом стоит иметь в виду, что даже среди экспертов нет согласия по поводу того, во что конкретно стоит вкладываться. Они утверждают, что инвестиции в современное искусство — рискованный шаг, поскольку некоторые художники зарабатывают популярность своим личным обаянием, а также умением себя раскрутить, тогда как их картины особой художественной ценности не представляют. И когда мода на такого художника пройдет, продать его картину вряд ли удастся. А вот приобретение антиквариата и коллекционирование творений уже проверенных временем мастеров, по их мнению,— куда более надежное вложение.
Другие считают, что вложение средств в современное искусство очень выгодно и менее рискованно, чем инвестиции в старых мастеров, так как вложенные деньги окупят себя гораздо быстрее. Например, по прогнозам специалистов, на лучшие полотна самого востребованного сегодня российского художника Ильи Машкова в ближайшие два года цены будут расти на 70-100% ежегодно. Полотна же стоимостью до $100 тыс. прибавляют в цене, как правило, не более 15% в год. Впрочем, есть ряд факторов, которые автоматически указывают на то, что в того или иного художника стоит попробовать инвестировать. Во-первых, это интерес мировых музеев к творчеству художника. Если автор экспонирует свои работы в таких музеях как «Эрмитаж», Лондонская государственная галерея, «Метрополитен», Третьяковская галерея — можно возлагать на него надежды. Во-вторых, признание таланта и художественной ценности творений художника авторитетными мировыми СМИ, такими как The New York Times, The Guardian, Washington Post и т.д. В-третьих, желание известнейших коллекционеров мира побороться на аукционе за выставленное на торги творение рук этого мастера.
Как защитить миллион
Покупая дорогие картины, об их сохранности стоит позаботиться. Поэтому имеет смысл прибегнуть к услугам страховых компаний. По словам генерального директора СК «Вексель» Василия Фурмана, произведения искусства и предметы антиквариата могут быть застрахованы на особых условиях от кражи, повреждения или уничтожения. При этом, если страховщик не имеет возможности установить реальную стоимость предмета или оценить степень риска, он может отказаться его страховать. Так что желательно предоставить в страховую компанию документ, подтверждающий подлинность, стоимость и возраст произведения искусства. В противном случае оценку будет проводить сам страховщик, точнее, привлеченные им эксперты. «В экспертной оценке учитывается состояние рыночных цен, публикуемых в различных справочных источниках, в том числе аукционов культурных ценностей, например, «Кристи» и «Сотбис» в Лондоне и Нью-Йорке,— отмечает Василий Фурман.— Оценка предметов искусства может проводиться повторно на протяжении периода страхования с учетом динамики рыночной стоимости произведений».
Тарифная ставка по таким объектам страхования составляет от 0,5% до 1,5%. То есть, если приобретенное полотно стоит $50 тыс., то страховая защита этого произведения искусства будет обходиться в $750 ежегодно. При этом тариф может уменьшаться или повышаться в зависимости от условий хранения. Кроме того, если вещь подвергалась реставрации или внесению каких-либо иных изменений, то убытки вследствие этих действий компенсированы не будут. Не покрываются также убытки, повлеченные естественным износом предмета или прогрессированием ранее имевшихся дефектов.
Что покупают
С точки зрения аукционных продаж 2005 г., самым востребованным направлением в искусстве является дадаизм, а также итальянский футуризм.
Список самых востребованных на аукционах художников в 2005 г. возглавил Пабло Пикассо. В 2005м было продано 1409 полотен Пикассо на общую сумму $153,2 млн.
Второе место в списке занял Энди Уорхол, 660 полотен которого были проданы в общей сложности за $86,7 млн.
Клод Моне, который раньше занимал вторую строчку, опустился на третью: 22 его картины были проданы за $61,5 млн.
Четвертое место в списке занял венецианец Канталетто. В 2004 г. он занимал в списке 239 место, однако проданные в 2005 г. на аукционах за $55,5 млн. 18 видов Венеции, принадлежащие его кисти, сделали его одним из самых востребованных художников.
Анри Матисс, который раньше занимал шестое место в списке, опустился на 13е, что объясняется отнюдь не снижением спроса, а недостатком предложения на артрынке.
14 самых дорогих западных художников
1. Джексон Поллок — $140 млн. (максимальная цена за одну картину)
2. Виллем де Куннинг — $137,5 млн.
3. Густав Климт — $135 млн.
4. Пабло Пикассо — $104 млн.
5. Винсент ван Гог — $82,5 млн.
6. Пьер Огюст Ренуар — $78,1 млн.
7. Петер Пауль Рубенс — $76,7 млн.
8. Поль Сезанн — $60,5 млн.
9. Поль Гоген — $40,3 млн.
10. Эрнст Людвиг Кирхнер — $38 млн.
11. Жорж Сера — $35,2 млн.
12. Клод Моне — $33,0 млн.
13. Джованни Антонио Канталетто — $32,8 млн.
14. Амедео Модильяни — $31 млн.
Если видишь на картине…
Одна из тысячи самых дорогих картин мира имеет такие усредненные характеристики.
1. С 25%ной вероятностью это пейзаж, который имеет размер от четверти до половины квадратного метра.
2. 95% вероятности, что картина создана художником в возрасте от 30 до 39 лет, ныне покойным.
3. 25% вероятности, что она написана между 1904м и 1921 г.
4. 50% вероятности, что последний раз полотно было продано на аукционе «Сотбис».
5. Хотя бы раз картина выставлялась на аукционе за последние 20 лет.
6. Скорее всего авторство принадлежит французскому художнику или Пикассо.
7. Стоит около $9,3 млн.
10 самых дорогих русских художников
1. Василий Кандинский — $20,9 млн. (максимальная цена за один предмет искусства)
2. Казимир Малевич — $17,1 млн.
3. Марк Шагал — $14,9 млн.
4. Карл Фаберже — $9,6 млн.
5. Илья Машков — $3,4 млн.
6. Борис Кустодиев — $2,9 млн.
7. Иван Айвазовский — $2,3 млн.
8. Константин Сомов — $2,2 млн.
9. Илья Репин — $2,1 млн.
10. Константин Маковский — $2,1 млн.
Самая доходная картина
Недавно в Ньюйоркском музее дизайна обнаружен датированный 15301540 гг. рисунок Микеланджело, изображающий канделябр, предназначенный, как полагают специалисты, для гробницы Медичи. Небольшой (25х43 см) рисунок на бумаге был куплен музеем в 1942 г. всего за $60. По оценкам искусствоведов, нынешняя стоимость раритета соответствует $1012 млн. Когда была подсчитана доходность инвестиции, то оказалось, что она может составить до 20 млн. (!) процентов.