Финансы

Нерезиденты дадут вдвое больше

Деятельность по перестрахованию уже не первый год ассоциируется с выводом капитала за рубеж и серыми схемами внутри страны. Но перестрахование — это и приток денег из-за рубежа. Госфинуслуг пока не обращала особого внимания на потоки, приходящие в страну. Конечно, иностранцы перестраховывают у нас не так уж много, но и не так уж и мало: ежегодно украинские перестраховщики записывают себе в заработанные премии около 10 млн. грн. В новой редакции профильного закона регулятор предлагает ввести понятие «перестраховочная компания» и выделить ее деятельность в особый вид. Но проблема в том, что если не установить жесткие требования к капиталу этих компаний, чего нет в проекте, то украинцам придется довольствоваться небольшими долями риска или перестраховывать договоры с высокой вероятностью наступления страховых событий. А это, в свою очередь, негативно отразится не только на имидже страны, но и платежеспособности этих компаний. К тому же увеличится число схем по выводу капитала, в которых Украина может стать мягким рынком для нерезидентов, таким, как некогда для наших СК были рынки прибалтийских стран.


«География предложений нерезидентов по перестрахованию их рисков достаточно широка. «В основном предложения поступают из Северной Африки, стран Ближнего Востока и Персидского залива. В общей сложности предложения о сотрудничестве наша компания получает от 38 зарубежных компаний. Хотя из Европы их практически нет»,— говорит Игорь Васильченко, вице-президент СК «ЛЕММА». Алла Волошина, предправления ПК «VAB Rе», добавляет, что подавляющее большинство предложений касается перестрахования имущественных рисков и рисков ответственности перед третьими лицами. Причем речь идет не только о договорах факультативного перестрахования, но и о долевом участии в облигаторных программах.


Принимать риски из-за рубежа на словах заинтересованы многие специализирующиеся на перестраховании компании. Однако на деле предпочитают участвовать только в хорошо проверенных рисках или тех, где страхователи или бизнес-партнеры — украинцы.


«Наша компания через Ядерный страховой пул Украины берет в перестрахование риски от других зарубежных ядерных пулов и перестраховывает риски, связанные с неплатежами по экспортно-импортным операциям. Но, как правило, мы не предоставляем покрытие по долгосрочным договорам, договорам страхования медицинских расходов, страхования ответственности, особенно если речь идет о так называемом worldwide jurisdiction (всемирная юрисдикция). Осторожно относимся к договорам открытого покрытия. Стараемся не участвовать в перестраховании объектов с высокой вероятностью уничтожения при страховом случае, таких, как например нефтеперерабатывающие заводы»,— отмечает господин Васильченко.


Справедливости ради стоит отметить, что иногда отечественные страховщики все же берут в перестрахование небольшую долю таких рисков. В основном для того, чтобы выйти на новые рынки. «Мы заинтересованы принимать риски из-за рубежа. Ведь помимо коммерческой составляющей — выгодных франшиз, тарифов, четко прописанного набора исключений, международное сотрудничество позволяет провести мониторинг спроса на перестраховочные продукты международного уровня, создания и усовершенствования собственных перестраховочных программ и методик их реализации»,— утверждает госпожа Волошина.


Эксперты утверждают, что сотрудничество с зарубежными партнерами помогает отечественным компаниям сделать более интересными предложения по внутреннему перестрахованию. А вот тем, которые хотят стать активными игроками на международных рынках, придется увеличивать капитализацию. Но участников рынка это не смущает. Они планируют в текущем году увеличить объемы входящего перестрахования от нерезидентов в 2-3 раза по сравнению с 2006 г.



 

nedashkovskaya