Борьба за власть между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем уже давно вышла за рамки политики. На повестке — борьба за власть экономическую. И одним из лакомых кусков стали госбанки. Первым шагом стала замена Виктором Ющенко тех членов набсоветов Ощадбанка и Укрэксимбанка, решения которых он не мог контролировать лично. После принятия парламентом закона «О внесении изменений в статью 7 закона Украины о банках и банковской деятельности», меняющего расстановку сил в набсоветах госбанков, президент предпринял вторую попытку сохранитьза собой функцию контроля над этими финучреждениями. Он наложил на принятый закон вето, которое Рада на следующий же день преодолела. До сих пор судьба этого закона под вопросом. И даже если он вступит в силу, новоназначенным членам по крайней мере еще год ничего не грозит. А за это время многое может произойти. Например, согласно разработанной Минэкономики стратегии развития госбанков, последние начнут выполнять функции, несовместимые с коммерческой деятельностью. И если это произойдет, можно предположить, что власть потеряет к ним былой интерес.
11 января президент ветировал принятый парламентом в декабре 2006 г. закон о внесении изменений в действующий закон о банках, которым предусматривалось сокращение количества представителей президента в набсоветах госбанков до пяти человек, против 10 наблюдателей от Рады и Кабмина. Уже на следующий день, 12 января, Верховная Рада вето президента преодолела. Закон до сих пор не подписан ни президентом, ни спикером.
Президент, предполагая, что борьбу с Радой ему не выиграть и вето депутаты преодолеют, еще в конце прошлого года отозвал своих семерых назначенцев из наблюдательных советов Ощадбанка и Укрэксимбанка и определил следить за госбанками новую семерку. Кадровая ротация была проведена невзирая на то, что из положенных по законодательству пяти лет члены набсоветов по президентской квоте отработали только по полтора года.
Напомним, согласно законодательству, однажды назначенные члены наблюдательных советов государственных предприятий не могут быть уволены, не отработав хотя бы год на своей должности. Поэтому для того, чтобы получить контроль над госбанками, у правительственных чиновников при данном раскладе есть только один возможный ход — принятие разработанной Минэкономики «Стратегии развития госбанков». В этом случае Ощадбанку и Укрэксимбанку придется выполнять достаточно специфические функции, которые будут несовместимы с коммерческой деятельностью.
Мнения экспертов
Борис Тимонькин
председатель правления Укрсоцбанка
Я категорически против того, чтобы государственные банки капитализировались из бюджета. В Украине достаточно банков, государству незачем конкурировать с ними.
Сейчас же получается, что коммерческие банки платят налоги, а государство раздает их Ощадбанку и Укрэксимбанку, чтобы они с нами соперничали за клиентов.
На мой взгляд, государству нужно определиться, что оно будет делать с госбанками. Если приватизировать, то об этом нужно прямо сказать и подготавливать Ощадбак и Укрэксимбанк для этого.
Правда, я не думаю, что правительству удастся быстро продать Ощадбанк — на него навешано слишком много государственных долгов, чтобы он смог быстро стать интересным лотом.
А вот Укрэксимбанк имеет на это хорошие шансы. Безусловно, перед приватизацией из структуры Укрэксимбанка должно быть выделено Агентство по страхованию экспорта и собственно банковские подразделения, сопровождающие внешнеэкономические операции государства. Коммерческая же часть Укрэксимбанка, однозначно, должна быть продана.
И не стоит говорить о том, что Украине нужны государственные банки для поддержания внутреннего производителя.
Я как налогоплательщик хочу поддерживать только стариков и нуждающихся в этом. У нас же всегда есть какой-то толстый дядя, который хочет, чтобы его поддерживали бюджетными деньгами…
Василий Горбаль
народный депутат, совладелец Укргазбанка
Госбанки не являются лидерами в своих сегментах рынка, хотя и занимают ведущие позиции в банковской табели о рангах. Сохранение этих позиций требует от государства постоянных капиталовложений, что не совсем оправдано при наличии в стране большого количества мощных частных банков. В такой ситуации государство может определить для госбанков перечень специализированных функций, выполнение которых позволит правительству направлять средства госбанков на поддержку целевых бюджетных программ, кредитования приоритетных для стратегического развития государства отраслей экономики, которые не хотят кредитовать коммерческие банки. Конечно, некоторым образом такая постановка задачи противоречит Базельским принципам (по которым для всех банков должны быть созданы равные условия работы). Но, по моему мнению, на переходном этапе развития экономики эти требования вполне можно обойти. У всех политических сил (даже у коммунистов) в предвыборной программе речь шла о поддержке отечественного производителя. Активное развитие розничного кредитования, к сожалению, ведет к обратным процессам из-за того, что кредитуют отечественные банки в основном импортные товары. Мы подходим к тому этапу развития, за которым иностранные банки могут начать отказывать в кредитах определенным национальным программам. Я прекрасно помню, как мои друзья-бизнесмены из Польши не могли получить займ у иностранных банков, заполонивших местную банковскую систему. Чтобы мы не повторили ошибок наших соседей, государство должно ориентировать госбанки на выполнение специфических функций, развитие национальной экономики.