Финансы

Виктор Лисицкий: «Рассчитывать на иностранный капитал не стоит»

Украинские чиновники даже спустя пятнадцать лет независимого плавания так и не знают, куда двигаться дальше и что делать: экономические приоритеты не определены. Сейчас ВВП Украины настолько мал (по оценкам Госкомстата, за январь-ноябрь он составил 452 939 млн. грн., или $90 млрд.), что его рост на 6,5% или 7% просто несущественен. На этом фоне курс правительства Виктора Януковича на инновационную модель развития экономики, т.е. способную выпускать новые товары, выглядит голословным заявлением. Ведь реальные возможности для этого есть только у США и стран-ветеранов ЕС. Мы же можем претендовать только на размещение инновационных производств. Да и с этим проблема, ведь сохраняющийся низкий уровень зарплаты в народном хозяйстве ведет к оттоку высококвалифицированной рабочей силы и заменой ее мигрантами из стран Ближнего Востока и Африки. Более того, эта тенденция усилится через несколько лет, когда выехавшие за рубеж на заработки начнут вывозить туда свои семьи.


Состояние экономической мысли украинских чиновников можно охарактеризовать словом «программомания». На подходе очередная программа — теперь уже от правительства Виктора Януковича. В ней много критики прошлых оранжевых правительств, но столь же мало свежих идей и конкретных действий. Накануне ее принятия в Верховной Раде «i» побеседовали с экс-секретарем правительства Виктором Лисицким о путях развития украинской экономики


Вопрос: Можно ли считать нормальным, то что по уровню ВВП на одного жителя Украина не догоняет даже самый последнюю провинцию Франции?

Ответ: Лучшей жизни мы пока не заработали. Нужно учитывать особенности трансформационных преобразований первых лет независимости (то есть, радикальные, грубые ошибки в социально-экономической политике). Тогда, в 1991 году, украинская политическая элита не была готова к созданию независимого государства. Ну и наломали дров.

В: Каковы перспективы дальнейшего роста отечественного ВВП?

О: По объему ВВП Украина выглядит не очень постыдно — мы, по данным ЦРУ (покажите мне человека, который не поверит ЦРУ), в 2005 году занимали 31-е место в мире. Не так уж и плохо. Ведь наш ВВП, пересчитанный по паритету покупательной способности (ППС), составлял $329,1 млрд. Перед нами Колумбия (341,1), а после нас — Бельгия (322,3). Далее, ниже нас, располагаются многие, весьма солидные, страны (Египет — 34 место, Швеция — 36, Австрия — 37, Швейцария — 38, Норвегия — 45, Дания — 47)! А вот по объему ВВП на душу населения мы выглядим куда хуже: Украина на 115-м месте с $7 тыс., Россия — на 84-м (11 тыс.), Беларусь — на 112-м (7,1 тыс.), Польша — на 73-м (13,1 тыс.).

Стремительное увеличение производства ВВП на душу населения возможно лишь на основе обеспечения более быстрого роста выпуска продукции (объема продаж) по отношению к росту затрат, понесенных при ее производстве (материалы плюс амортизация). Тем самым будет весьма быстро увеличиваться вновь созданная стоимость, т.е. валовая добавленная стоимость.

Следует отметить, что по видам экономической деятельности (ВЭД) дифференциация доли валовой добавленной стоимости в выпуске продукции весьма значительна: довольно низка в сельском хозяйстве и крайне высока, например, в банковской сфере. Напрашивается вывод: быстрое увеличение зажиточности нации (увеличение ВВП надушу населения) возможно путем опережающего развития ВЭД с низкой долей привнесенных затрат или (что то же самое) с высокой долей вновь созданной стоимости. Развитие ВЭД, выпускающих продукцию с высокой долей валовой добавленной стоимости, должно стать главной идеей экономического прорыва. Уверен, определение перечня ВЭД с высокой долей валовой добавленной стоимости является первым шагом в отборе наших национальных конкурентных преимуществ. Ведь именно за счет их развития можно ускорить повышение уровня зажиточности нации.

В: Что это за виды экономической деятельности?

О: Например, создание программного обеспечения. Тут доля валовой добавленной стоимости в выпуске составляет 80-90%. И еще морская индустрия: судостроение + судоходство + судоремонт + порты + рыбная ловля … В ней доля валовой добавленной стоимости, конечно, существенно меньше 80%, но все равно составляет десятки процентов. К сожалению, ни в законодательной, ни в нормативно-правовой базе нет однозначной ориентировки на ускоренное развитие ВЭД с высокой долей валовой добавленной стоимости. То есть, данная возможность ускорения роста нашей зажиточности практически не учитывается в социально-экономической политике нашей власти. Хотя, ради объективности, правительство Виктора Януковича поворачивается к этой проблеме.

Далее. Мы на рынке. И, в отличие от планового социализма, лишь та продукция имеет стоимость (и валовую добавленную стоимость соответственно), на которую находится покупатель. То есть, государство должно поддерживать развитие тех, и только тех ВЭД, сбыт продукции которых гарантирован уже сложившейся логикой развития рынков. Это второй шаг отбора ВЭД на предмет включения в состав национальных конкурентных преимуществ.

И еще. Мы бедны. Украина в целом имеет очень ограниченные возможности инвестирования больших сумм в развитие ВЭД даже с высокой долей валовой добавленной стоимости. И не следует рассчитывать на иностранный капитал — кто же будет помогать становлению конкурентов? Нужно, в первую очередь, уделять внимание тем ВЭД, для ускоренного развития которых необходимо лишь улучшение правил ведения бизнеса. Иначе — в первую очередь нужно развивать те отрасли, которые требуют лишь создания специальных регуляторных режимов. Без денег! Это третий, завершающий шаг выделения из всего перечня ВЭД тех, которые достойны включения в состав национальных конкурентных преимуществ.

Весь этот набор должен был бы найти свое отражение в стратегии социально-экономического развития Украины. Мы ее не имеем.


dubinskiy