Согласно действующему закону «О Национальном банке», все данные, полученные регулятором в рамках его деятельности, являются банковской тайной. «Конечно, центробанк не хочет разбазаривать все тайны своих подопечных. Мы лишь хотим получить право публиковать годовую отчетность, полученную от банков»,— заявил «i» собеседник.
Финансовые эксперты такую инициативу поддерживают. Аналитик Агентства финансовых инициатив (АФИ) Андрей Каминский отмечает, что через регуляторные органы сейчас можно получить минимальный объем информации об участниках рынка — всего 20-21% необходимого.
Правда, в самом Нацбанке неоднозначно оценивают роль регулятора в укреплении прозрачности системы. Заместитель директора генерального департамента банковского надзора НБУ Наталья Иваненко на презентации отчета о степени открытости украинских банков заявила, что Нацбанк не согласен с тем, что должен являться двигателем информационного прогресса. «Этот вопрос должен беспокоить банки. Они сами должны понимать, что прозрачность — в их интересах. Мы же должны повышать уровень ответственности собственников за финансовое управление в банках. Важно, чтобы информация, доносимая банком потребителю и НБУ, была правдивой, а это не всегда так»,— сказала госпожа Иваненко.
Директор департамента по вопросам надзора и регулирования банковской деятельности Ассоциации украинских банков Ирина Самойлова считает, что публиковать финотчетность должны не банки и НБУ, а другие органы. «ГКЦБФР сейчас активно работает с USAID в рамках проекта по расширению своей информационной базы. Через три года все банки станут ОАО. И, как мне кажется, отчетность банков должна консолидироваться у ГКЦБФР»,— отметила эксперт.
Банкиры желанием некоторых чиновников НБУ пролить свет на их финансовую отчетность недовольны. «Они склонны рубить сплеча. Сначала начнут публиковать нашу отчетность, а потом и условия кредитования крупнейших клиентов»,— пожаловался «i» один из финансистов.