Президент Виктор Янукович, который собрался после парламентских выборов снова встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным, создал ситуацию, при которой «Газпром» сможет повторить зимой уже известный сценарий с прекращением поставок топлива европейским потребителям через украинскую территорию.
Отказ прислушаться к пожеланиям Кремля и ускорить интеграцию с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана, которая ограничит возможность украинского бизнеса на европейских рынках, усиливает напряжение в отношениях Москвы и Киева.
Стремясь добиться снижения цены на российский газ, Украина готова обсуждать проект пакетного соглашения, который предусматривает не только развитие сотрудничества с Россией в газовой сфере, но и в других отраслях (в машиностроении, сельском хозяйстве, атомной и электроэнергетике, металлургии и химпроме).
Неожиданный братский прагматизм
Реакцию Владимира Путина на такую инициативу Виктор Янукович надеется узнать в ноябре, когда президент Украины планирует осуществить государственный визит в Москву и в Нижний Новгород на бизнес-форум. «Переговоры по актуальному для Украины так называемому газовому вопросу продолжаются, и мы рассчитываем выйти на экономически обоснованную и справедливую формулу установления цены на газ для нашей страны»,— отметил Виктор Янукович после последней рабочей встречи с российским коллегой в его подмосковной резиденции в Ново-Огарево, которая состоялась в понедельник.
При этом Владимир Путин продолжает демонстрировать верность своей прагматичной позиции и остается приверженцем планов по усилению политической и экономической интеграции Украины с Россией, которая должна привести к снижению стоимости поставок российских энергоресурсов. «На Украине завершается парламентская избирательная кампания, и мы искренне желаем, чтобы выборы в Верховную Раду обеспечили дальнейшее поступательное демократическое развитие братской Украины, заинтересованы в том, чтобы по итогам голосования курс на тесное взаимодействие наших стран получил дополнительный импульс»,— заявил он.
Такой жесткий настрой российской власти стал неожиданным для Киева, который уже более двух лет безуспешно пытается договориться об изменении газовых контрактов. «Курс России в отношении Украины оказался несколько прагматичнее, чем рассчитывалось,— нынче уступок, которые не предусматривали бы встречных шагов со стороны Украины, Россия уже не будет делать»,— полагает Юрий Мирошниченко, представитель президента в Верховной Раде. Не настроен идти на геополитические уступки и Виктор Янукович. «После нынешних парламентских выборов все опасения исчезнут, и путь к полноценной ассоциации Украины и ЕС будет пройден до конца»,— говорил он.
Будет ли Украина воровать газ
Также, по его словам, вызывает серьезную озабоченность ситуация с закачкой газа в подземные хранилища. «Скоро будет зимний период, нужно будет качать газ в Европу, нужно будет брать технический газ. Но мы же понимаем, что Украина может начать снова воровать газ из трубы… То есть мне кажется, что Украина всячески провоцирует Россию на начало новой газовой войны. Это очень опасная вещь. Нам сейчас война совершенно не нужна, у нас очень тяжелые отношения с Европой»,— считает российский эксперт.
Что на самом деле пытаются прикрыть в Кремле
По его словам, Украина закупит у России в текущем году 33 млрд. куб. м газа, из которых 27,5 млрд. — по действующему контракту, подписанному при Юлии Тимошенко, и еще 6 млрд. придется на предприятия группы Дмитрия Фирташа. «Больше 40 млрд. кубов по этому контракту Украина никогда не покупала, а следовательно, отбор российского газа всеми украинскими потребителями в текущем году будет как раз в пределах 80% от объема прошлого года, что не предусматривает взимание штрафных санкций»,— пояснил эксперт.
Он также обратил внимание на ситуацию прошлой зимы, когда «Газпром» не смог справиться с пиковыми нагрузками и удовлетворить возросший спрос на газ во время холодов в силу недостаточности собственной газовой инфраструктуры. «Вся истерика вокруг возможного недобора, несанкционированного отбора газа Украиной и возможной газовой войны — лишь попытка Кремля прикрыть собственные просчеты и будущие зимние недопоставки газа европейским потребителям в периоды низких температур»,— резюмировал эксперт.