Арабские страны с неоднозначным имиджем в мире решили претендовать на ключевые места в списке торговых партнеров Украины.
После того, как Совбез ООН ввел экономические санкции в отношении Ирана, односторонние санкции последовали со стороны США и ЕС. Это спровоцировало крупные европейские компании прекратить вложение капиталов в энергосектор страны, но не помешало украинским производителям газотурбинных двигателей осуществлять поставки своего оборудования в Иран и благодаря этому наращивать прибыль.
Также эксперты не исключают, что в перспективе развитие газового сотрудничества Киева и Тегерана может помочь Украине в переговорах с Россией, которая наряду с Катаром и Ираном является основным игроком на мировом газовом рынке, однако в последнее время уступает свои лидирующие позиции конкурирующим странам.
Стремясь восстановить свой имидж, Иран настроен расширить круг потребителей своего голубого топлива. Как заявил посол этой страны Акбар Гасеми аль Абади, возможны поставки газа в Украину и Молдову.
«И Украина, и Молдова нуждаются в природном газе, а Иран располагает серьезным газовым потенциалом в области Курдистан и готов рассмотреть вопрос о будущих поставках топлива», — цитирует дипломата правительственное информагентство «Укринформ».
Однако реализация таких планов, по мнению экспертов, может стоить Украине доверия со стороны ЕС и США, но в то же время позволит иметь дополнительные козыри в отношениях с «Газпромом», а отдельным компаниям — наращивать доходы.
Иран, как подсчитали в британской нефтегазовой компании ВР, располагает самыми большими запасами газа в мире — 33,6 трлн. куб. м. Кроме того, иранский энергосектор, полагают эксперты, обладает значительным потенциалом для развития сотрудничества с иностранными инвесторами.
В частности, при реализации проектов по строительству нефтеперерабатывающих мощностей, в которых страна испытывает острый дефицит: несмотря на большие объемы нефтедобычи, Иран сильно зависит от зарубежных поставок нефтепродуктов.
Также Тегеран заинтересован в привлечении зарубежных специалистов к строительству терминалов для производства сжиженного природного газа и нефтепровода из каспийского порта Нека в порт Джаск в Оманском заливе. И, конечно же, иранские власти готовы рассматривать предложения инвесторов по освоению новых нефтяных и газовых месторождений.
Несмотря на такие широкие возможности, Украина вряд ли сможет реально поспособствовать развитию иранской энергетики, причем не только из-за введенных ООН санкций. Михаил Крутихин из консалтинговой компании RusEnergy скептически смотрит на перспективы энергосотрудничества Киева и Тегерана.
«От украинцев Иран не получит то, чего хочет, то есть, в частности, денег на какую-нибудь фазу освоения «Южного Парса» (крупнейшее газовое месторождение — «і»). Это может быть пара миллиардов долларов — сомневаюсь, что в Киеве найдут такую сумму. Другого украинские компании дать не могут: у них нет опыта разработки морских месторождений и технологий производства сжиженного природного газа», — сказал «і» эксперт.
Он также обратил внимание, что «здравомыслящие компании» из иранских проектов ушли. «И правильно сделали. Незачем рисковать, если хочется остаться респектабельной фирмой», — считает Михаил Крутихин.
Кроме Ирана, переговоры с Украиной о расширении торговли активизировал Ирак. В конце июля этого года, как сообщали «і», Киев посетил министр торговли этой страны Хайраллах Хасан Бабекер. Он сообщил, что Багдад заинтересован в поставках аграрной и металлургической продукции из Украины. И для этого правительство Ирака готово предоставить различные льготы и преференции украинскому бизнесу.
«Мы бы сейчас хотели говорить о непосредственном сотрудничестве с иракским рынком, в частности открытии филиалов украинских компаний в Ираке, открытии представительств, переносе производственных мощностей в Ирак», — отметил Хайраллах Хасан Бабекер.
Такие перспективы положительно восприняли в правительстве Николая Азарова. По словам министра экономического развития и торговли Игоря Прасолова, между странами «нет противоречий относительно путей и механизмов развития наших торгово-экономических отношений». Кроме металлургов и аграриев, как считают в МЭРТ, к реализации проектов в Ираке должны привлекаться украинские компании из сферы машиностроения и химпрома.
Несмотря на то, что Ирак позиционируется в мире, прежде всего, как перспективное государство, богатое нефтью, это направление Киев и Багдад в настоящее время не считают приоритетом в своем сотрудничестве.
Судя по статистике, опубликованной на сайте украинского Кабмина со ссылкой на данные Херсонской облгосадминистрации, из Украины в Ирак сейчас активно экспортируется продукция сельхозпроизводителей: репчатый лук, грецкие орехи, семена подсолнечника, свежие куриные яйца. Такая активность обоснована тем, что теперь, благодаря решению правительства Ирака для украинских аграриев открылась возможность осуществлять прямые поставки, минуя посредников.