Экономика

Правительство в телефоне

Как «Эксперт» пытался воспользоваться услугами электронного правительства в Эстонии и в Украине.

Популярное ныне словосочетание «электронное правительство» можно увидеть в действии, едва приземлившись в аэропорту Таллина, столицы Эстонии. В этой маленькой стране с населением 1,3 млн человек Wi-Fi преследует тебя везде — уже на трапе самолета экран телефона показывает сигнал доступа к Интернету, который бесперебойно работает по всему городу.

Международный таллинский аэропорт имени Леннарта Мери первым в мире предоставил пассажирам бесплатный Интернет, которым можно воспользоваться, даже если с собой нет ноутбука, планшета или телефона, — в здании оборудованы интернет-киоски.

Эстонцы ненавязчиво напоминают, что именно их страна является изобретателем Skype: тут же в аэропорту установлена кабинка видеосвязи. Это большая конструкция с 22-дюймовым сенсорным экраном и веб-камерой. Сотрудник аэропорта помогает гостям столицы Эстонии разобраться с техникой в кабинке и рассказывает, что вскоре такая услуга появится и на автобусных остановках, а также в торговых центрах, больницах и отелях.

Аэропорт расположен в четырех километрах от центра города. Таксист, который доставил туда журналиста «Эксперта», оказался украинцем, еще в советские времена эмигрировавшим в Таллин. Он рассказал о роли электронных сервисов в его жизни. «Это значительно экономит время, нервы и не позволяет становиться заложником графиков работы служб и ведомств. Три месяца назад у меня родилась внучка. Чтобы ее зарегистрировать, оказалось достаточно зайти на государственный портал eesti.ee и заполнить заявление. К нему нужно прилепить цифровую подпись, которая юридически идентична традиционной и позволяет идентифицировать отправителя сообщения», — пояснил таксист.

Делается это при помощи ID-карты — документа, удостоверяющего личность, который имеется у 90% населения Эстонии старше 15 лет, а также приложения к мобильному телефону mobiil-ID, либо через интернет-банкинг. «После этого остается лишь приехать в учреждение и получить свидетельство о рождении», — рассказывает новоиспеченный дедушка. Таким же образом можно получить свидетельство о браке, смерти и регистрации бизнеса.

Чиновники никогда не поддержат идею электронного правительства, ведь большинство из них сократят в рамках «электронизации». А те, кто останется, не смогут реализовывать коррупционные схемы

Таллинцы в шутку называют себя жителями Е-государства. То, что для нас кажется роскошью, для жителей Эстонии — обычное дело. Технологии электронного правительства, суть которого — свести к минимуму затраты времени и денег, в маленькой прибалтийской стране прижились. Цифры красноречивы: на сегодняшний день посредством Интернета в Эстонии подается до 94% налоговых деклараций, 98% населения расплачиваются по счетам через Сеть.

Дошло до того, что уже можно проголосовать на парламентских выборах, не выходя из дому. Именно в Эстонии впервые в мире прошло электронное голосование на выборах. При этом у гражданина сохраняется право выбора — можно и как обычно проголосовать на избирательном участке.

«Эстония — маленькая страна площадью 45 тысяч квадратных километров. Но дело не в размере, количестве населения или членстве в Евросоюзе. Дело в политической воле, благодаря которой расходы на развитие электронного правительства ежегодно закладываются в бюджет», — говорит Ивар Тало, основатель Академии электронного управления Эстонии.

Вялотекущая реформа

Украина в плане предоставления электронных государственных услуг застряла в прошлом веке. У нас до сих пор приходится терпеливо объяснять почти каждому чиновнику, что он на своем рабочем месте предоставляет административные услуги, а не руководит. А каждый посетитель — это клиент, которого он должен обслужить.

Общение с чиновниками посредством Интернета дает шанс, что госслужащим придется воспринимать реалии современного гражданского общества. Впрочем, проектом «Электронное правительство» в Украине всерьез занимаются лишь два года. В администрации президента Виктора Януковича смекнули, что на теме egovernment можно значительно улучшить позиции страны в международных рейтингах, а также повысить рейтинг главы государства. Ведь не стоит забывать, что ключевыми критериями эффективности своей деятельности Янукович в 2010-м установил как раз позиции в признанных международных рейтингах вроде индекса конкурентоспособности или Doing Business.

За внедрение электронного правительства в Украине отвечает Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации. Проект получил рабочее название UA Gate

Впрочем, до победы электронных услуг еще далеко. Достаточно сказать, что постоянно пользуются Сетью лишь 34% наших соотечественников. В Беларуси таких пользователей 46%, Болгарии — 51%, Польше — 65%, а в Чехии и Словакии — свыше 70%. Потребуется как минимум полтора десятка лет, чтобы подросло поколение, которое овладеет компьютерной грамотностью почти на сто процентов.

Вот один яркий пример. Житель Кировограда, сотрудник IT-компании Леонид Кравченко купил дом в поселке городского типа в 30 километрах от этого областного центра. И вышло так, что сделку по покупке дома оформляли дольше, чем Кравченко копил деньги на дом, — около двух лет. Выяснилось, что земля под домом не приватизирована, а органы власти, призванные решать этот вопрос, не торопились. Ответственные чиновники просили «позолотить ручку», но вот беда: Кравченко оказался принципиальным человеком, не желающим платить взятки.

Процедуру приватизации земельного участка в странах, ставших новыми членами ЕС, пройти намного легче. Так, гражданам Польши и Литвы не нужно выстаивать очередь у кабинетов, чтобы получить необходимое разрешение: чиновники обмениваются данными в электронном режиме. Поляку достаточно прийти в Отдел по обслуживанию граждан, а литовцу — в так называемый универсам услуг: подать свой запрос, принести необходимые документы и прийти за результатом в назначенное время.

В таком режиме граждане соседних стран получают большинство госуслуг — от оформления разводов до регистрации домашних животных. «Для гражданина такой подход идет только на пользу. К примеру, канадец может выбрать частный универсам услуг, поскольку он находится недалеко от дома. Или пойти в государственный, потому что там, например, приветливее сотрудники. У гражданина в таком случае есть выбор, а государство снимает с себя часть нагрузки и экономит на содержании аппарата чиновников», — рассказывает член правления IT-консорциума Intecracy Group Юрий Сивицкий.

В Украине стали появляться государственные Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). Сегодня уже работает несколько таких центров в Киеве, Кривом Роге, Луцке, Львове, Ивано-Франковске. Но стоимость обслуживания и перечень услуг (от 200 до 400) в них разные. При этом ни в одном ЦПАУ нельзя получить паспорт или права (как в европейских странах). Хотя Миграционная служба, которая сегодня ответственна за выдачу гражданских паспортов (а с нового года и документов для выезда за рубеж), работать с ЦПАУ готова. «Если в таких центрах нам предоставят место для работы и все необходимые условия, то, конечно, мы будем в них работать. Для граждан сегодня намного удобнее получать документы в одном месте», — говорит глава Миграционной службы Украины Николай Ковальчук.

Сегодня в Украине уже работает несколько ЦПАУ в Киеве, Кривом Роге, Луцке, Львове, Ивано-Франковске. Но стоимость обслуживания и перечень услуг (от 200 до 400) в них разные. При этом ни в одном из центров нельзя получить паспорт или права (как в европейских странах)

Формирование сети ЦПАУ правительство предполагает завершить к концу 2014 года. Ожидается, что в стране будет работать свыше 700 таких центров. В них украинцы смогут получить любую предоставляемую государством услугу не позднее 30 дней с момента обращения. Перечень админуслуг, которые будут предоставляться в ЦПАУ, еще должен утвердить Кабинет министров. По подсчетам Министерства экономического развития и торговли (по состоянию на 19 октября), украинское государство предоставляет 959 платных и 378 бесплатных услуг.

В будущем, наряду с центрами административных услуг, граждане смогут получить документы и через Интернет, с помощью Единого государственного портала административных услуг. Впрочем, разработка сайта еще даже не начиналась. А полноценно он сможет работать только после повсеместного внедрения единой социальной карточки — электронного документа, который должен прийти на смену внутреннему паспорту и будет содержать, кроме всего прочего, образец электронной подписи гражданина. Без этой карточки нельзя идентифицировать посетителя сайта, а без идентификации и электронной подписи невозможно предоставление административных услуг через Интернет.

Ответственность за сеть

«Центры предоставления административных услуг — оболочка комплексной реформы системы государственного управления. Грубо говоря, ЦПАУ — это то, что видит потребитель. Но чтобы они эффективно заработали, нужно провести множество изменений внутри ведомств. Смысл в таких центрах будет только тогда, когда чиновники в государственных структурах научатся грамотно работать с электронными технологиями. В частности, когда сумеют наладить электронный документооборот внутри разных органов власти», — подчеркнул Вячеслав Артамонов, директор департамента программ и проектов информатизации и развития информационного общества Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации.

За внедрение электронного правительства в Украине отвечает Госагентство по вопросам науки. Проект получил рабочее название UA Gate, и Артамонов, ранее работавший в компании Microsoft Ukraine, — один из его идеологов. За последние два года с подачи ведомства утверждено несколько концепций по внедрению интернет-технологий в кабинетах власти. Но кардинальных успехов пока нет: одна из немногих заслуг — возможность электронной подачи налоговой отчетности.

Стране крайне необходим полноценный обмен информацией между ведомствами в электронном режиме. Для начала — на уровне Кабинета министров. Если эта норма заработает, украинцам не придется бегать за справками из одного ведомства в другое. «Внедрение такой инициативы вызывает мощное сопротивление. В госструктурах уверены, что им придется открыть все свои базы данных. Или еще хуже — передать все данные о гражданах в единую государственную базу данных. Но это не так. Мы предлагаем, чтобы госструктуры в электронном режиме обменивались друг с другом информацией только в случае необходимости», — объясняет Артамонов.

Пример успешного внедрения подобного механизма сегодня — система электронного управления в Южной Корее. Процессом информатизации правительства там занялись еще в середине 1980-х. Благодаря тому, что между ведомствами налажено «электронное общение», в стране эффективно работают центры предоставления административных услуг. С момента электронизации работы госструктур количество чиновников в Южной Корее уменьшилось в пять раз. В Украине, по подсчетам Госагентства, в случае успешного проведения реформы может остаться от 50 до 100 тыс. чиновников, то есть более 200 тыс. работников, которые сейчас занимаются перекладыванием бумаг из кабинета в кабинет, будут уволены.

В целом внедрение электронного правительства в нашей стране должно занять не более трех лет. Для этого, как утверждают в ведомстве, будет необходимо 800 млн – один миллиард гривен ежегодно. Впрочем, в 2012-м Госагентству выделили только 60 млн гривен, а расходы на внедрение электронного правительства в следующем году вообще в бюджете не предусмотрены.

Тем временем Министерство здравоохранения провалило грандиозный проект создания электронного реестра пациентов. Он предусматривал отмену бумажных медицинских карт и перенос всей информации о больных в Интернет, чтобы врачи могли через Сеть получать данные из истории болезни, выписывать рецепты, а пациенты — записываться на прием к врачу. Восемьсот миллионов гривен, заложенные в бюджете на этот проект, чиновники от медицины так и не смогли освоить. Как оказалось, в медицинских учреждениях нет ни компьютеров, ни Интернета, а сотрудницы регистратур (как правило, это женщины пенсионного и предпенсионного возраста) попросту не умеют пользоваться современной техникой.

«Чиновники никогда не поддержат идею электронного правительства, ведь большинство из них сократят в рамках «электронизации». А те, кто останется, не смогут реализовывать нынешние расцветшие буйным цветом коррупционные схемы. Электронный формат работы — это полноценный контроль над коррупцией и возможностью доступа чиновника к деньгам. Учитывая эти факторы, у запланированной реформы почти нет шансов на реализацию», — считает генеральный директор компании «Медиа-Трейд Украина» Сергей Блажевич.

syichenko