Украина готовится продать НАК «Нафтогаз України». Главная интрига — кто и как купит «большую трубу».
В конце апреля в парламенте зарегистрирован правительственный законопроект №2937 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты с целью реформирования Национальной акционерной компании ”Нафтогаз України”». По информации «Эксперта», документ будет проголосован в первом чтении до конца мая.
В нынешнем виде законопроект предполагает полное снятие запрета на приватизацию активов Национальной акционерной компании и ее дочерних структур, в частности, «Укртрансгаза» и «Укргаздобычи». Ранее правительство провело предпродажную подготовку — 13 июня 2012 года Кабмин принял распоряжение «О реорганизации дочерних компаний Национальной акционерной компании “Нафтогаз України”» (см. «”Дочки” на выданье»).
По данным источников «Эксперта» в нефтегазовых кругах, предполагается, что минимум 51% акций «Укртрансгаза» останется в собственности государства, миноритарный пакет будет выставлен на продажу. Возможно, покупателем станет «Газпром» или близкие к нему структуры. К «Укргаздобыче» интерес в свое время проявляли структуры Дмитрия Фирташа и Игоря Коломойского.
По содержанию документ незамысловат. В некоторых действующих законах (например, «О нефти и газе», «О приватизации государственного имущества», «Об управлении объектами государственной собственности», «О трубопроводном транспорте») слово «запрещается» (касательно приватизации) предлагается заменить словосочетанием «осуществляется по решению Кабинета министров».
Еще одно нововведение проекта — разрешить передачу магистральных трубопроводов в концессию, аренду, лизинг, залог, уставные фонды иных юрлиц.
И, наконец, отдельные сегменты НАК могут быть переданы (проданы) в счет долгов. Кстати, госхолдинг уже давно не раскрывает конечные цифры своих кредитных обязательств, но, как сообщил «Эксперту» знакомый с финансовой ситуацией в компании народный депутат, общий объем обязательств госкомпании за последний год вырос почти на треть и сейчас составляет около 60 млрд гривен. Из них только 20 млрд — официально публикуемые долги перед государственным Ощадбанком.
Эдуард Ставицкий обещает, что в нынешнем году Украина импортирует 30–32,5 млрд кубометров газа | Дмитрий Фирташ, скупив украинскую «большую химию» и часть облгазов, достроил свою газовую империю в масштабах страны |
Хартии ради
Согласно пояснительной записке, законопроект подан в рамках обязательств Украины по Европейской энергетической хартии, к которой наша страна присоединилась в 2010 году. Ключевая идея хартии — демонополизация энергетических рынков в Европе, упразднение вертикально интегрированных холдингов, концентрирующих в единых управленческих структурах добычу (производство), транспортировку и сбыт энергоносителей.
Регионал Олег Зарубинский, первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, подтвердил «Эксперту»: «Главная идея реформы газового сектора в том, чтобы ”Нафтогаз України”, наконец, перестал быть убыточным. Монополия должна быть разделена функционально, что является ключевым требованием Евросоюза и энергохартии». Парламентарий при этом не прогнозирует скорого принятия закона: после первого чтения документ, скорее всего, отправят на общественные слушания, и он будет публично обсуждаться, а затем тщательно дорабатываться экспертным сообществом.
Очередной преградой для модернизации украинской ГТС Россия считает участие Украины в Европейской энергетической хартии |
Обсуждение начинается уже сейчас. Валентин Землянский, ранее работавший в НАК начальником управления по связям с общественностью, отмечает: «Если две основные прибыльные дочерние компании “Нафтогаза” — “Укргаздобыча” и “Укртрансгаз” — будут выведены из единой управленческой структуры, власти придется решать очень сложный вопрос: за счет каких средств в итоге обеспечивать приемлемые газовые тарифы населению».
Заметим, что в последнее десятилетие компания постоянно балансирует на грани убыточности. За 2011 год ее чистая прибыль по международным стандартам финансовой отчетности составила 10,5 млрд гривен, однако в 2010-м был чистый убыток в размере 12,1 млрд.
Представители оппозиционных фракций активно критикуют начало реформы. Заместитель главы фракции «Батьківщина», глава подкомитета по вопросам стратегии развития отрасли и инвестиций парламентского комитета по ТЭКСергей Пашинский заявил «Эксперту»: «После принятия этого закона мы станем свидетелями массовых случаев, когда начнут появляться загадочные инвесторы в виде всевозможных совместных предприятий из заморских офшоров, расхватывающих активы НАК». Главный риск для страны, по мнению Пашинского, в том, что Кабмин теперь получит право не только продавать нефтегазовые активы, но и отчуждать их вовсе бесплатно. «Неважно, ведут ли они эту игру самостоятельно или совместно с “Газпромом”, который в итоге осядет на нашей газотранспортной системе и через нее войдет на внутренний рынок, чтобы окончательно “проглотить” всех. Важно, что дерибан по-крупному уже начался», — подытожил оппозиционер. Стоит добавить, что «Газпром» в лице дочерней компании «Газпром сбыт Украина» уже несколько лет присутствует на украинском рынке газа.
Пока поставки газа в Украине контролирует группа, «лицами» которой выступают Дмитрий Фирташ и вице-премьер Юрий Бойко (см. «Трубочки Фирташа»). С прошлого года активный интерес к газовой теме проявляет и Cемья в лицеАлександра Януковича, чем, собственно, и объясняется назначение Эдуарда Ставицкого министром энергетики и угольной промышленности.
Рифы консорциума
Вопрос особой важности — будущее газотранспортной системы (ГТС). В случае принятия новых норм власть, по сути, развязывает себе руки для запуска газотранспортного консорциума и модернизации транзитной системы, основные фонды которой (включая подземные газовые хранилища — ПГХ) сегодня изношены более чем на 70%. В обновление «трубы», по разным оценкам, нужно вложить от 2,5 млрд до семи миллиардов долларов. При этом общий доход «Укртрансгаза» от транзита российского топлива в 2011 году составил около трех миллиардов.
В последние полгода президент Виктор Янукович неоднократно признавал, что переговоры о передаче ГТС в аренду ведутся, хотя по традиции тут же говорилось исключительно о создании управляющего консорциума в трехстороннем формате — Украина, Россия, ЕС. В прошлом году по заказу правительства ООО «Бейкер Тилли Украина ЭК» (представитель международной сети Baker Tilly International) даже проводила оценку активов ГТС. Однако результаты этой работы до сих пор так и не обнародованы.
Очевидно, что несмотря на брюссельские договоренности об инвестициях ЕС в газотранспортную систему Украины (см. «Труба преткновения»), члены европейского объединения не проявляют готовности к участию в трехстороннем консорциуме. Чиновник из Минэнергоугля, близкий к переговорному процессу, сообщил «Эксперту», что Украина по-прежнему будет пытаться уговорить Евросоюз подключиться к консорциуму. Хотя в Киеве понимают сложившуюся патовую ситуацию: «Евросоюз, и так имеющий натянутые отношения с “Газпромом”, не получив гарантий от российского монополиста на прокачку топлива через Украину, не хочет связываться с украинской ”трубой”». Другой осведомленный источник назвал любые новости о договоренностях по поводу консорциума намеренной дезинформацией, используемой администрациями Украины и России для отвода глаз.
Вероятно, один из вариантов, который наша страна обсуждает с «Газпромом», — передача «трубы» в аренду двустороннему украинско-российскому СП, взамен чего Киев желает получить гарантии на прокачку не менее 60 млрд кубометров в год (минимальная граница рентабельности ГТС), а также надеется пересмотреть ценовую формулу в сторону понижения, чтобы в условиях нынешней газовой конъюнктуры Украина вышла на закупочную цену 260 долларов за тысячу кубометров против нынешних 415. Транзит пока превышает вышеуказанные 60 млрд кубометров в год, но падает с печальной регулярностью: в 2008-м он составил 116,9 млрд кубометров, в прошлом году — 84,261 млрд.
Вероятность двустороннего сценария подтвердили и итоги круглого стола высокого уровня по вопросам украинского газового рынка, который прошел в начале мая в Брюсселе. Украинскую делегацию на форуме представлял Ставицкий. Россия отказалась участвовать в этом мероприятии, прислав лишь наблюдателей. По итогам заседания еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер одобрил камбиновский законопроект о реформе украинского газового рынка и заявил, что консорциум должен быть трехсторонним, однако ЕС признает и двусторонний украино-российский формат — лишь бы в нём учитывались интересы Евросоюза.
Сегодня Брюссель приемлемым для себя усматривает создание консорциума, пусть и двустороннего украино-российского, но на базе Европейской энергетической хартии. Между тем европейцы понимают всю утопичность требований к «Газпрому» саморазделиться — по аналогии с реформой, которую в свое время провели в отношении РАО «ЕЭС России» и которую сейчас проходят такие европейские энергогиганты, как Gaz de France, Electricite de France, E.ON, RWE, Endesa.
Принципиальным еврокомиссары считают лишь вопрос свободного доступа к «трубе», то есть юридически должны заработать единые правила и ставки транзита, в том числе на экспорт для всех независимых поставщиков топлива. Важны для европейцев также и права доступа к аренде европейскими компаниями украинских газохранилищ. Кроме того, консорциум не должен никак препятствовать возможному реверсу газа в Украину из Европы, против которого сегодня активно выступает Москва.
В европах
Варианты дальнейшего развития сюжета может подсказать опыт продажи Минском оператора своей ГТС — компании «Белтрансгаз». По итогам «газовой войны» 31 декабря 2006 года стороны подписали протокол о покупке «Газпромом» 50% акций белорусской компании за 2,5 млрд долларов. В ноябре 2011-го представители «Газпрома» и Государственного комитета Беларуси по имуществу подписали контракт о продаже следующих 50% акций за такую же сумму. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко был вынужден пойти на уступку в обмен на реструктуризацию долга перед Россией. В ответ Владимир Путин пообещал, что в 2012-м цена тысячи кубометров для Беларуси составит 165,60 доллара.
Действительно, в прошлом году Минск закупал газ по обещанной цене, а в 2013-м, по словам белорусского вице-премьера Владимира Семашко, даже по 160,50 доллара. Благодаря уступке ГТС Лукашенко удалось спасти экономику от краха и сохранить социальную базу своего режима. Однако никто не дает гарантий, что через год-два цена топлива для Беларуси не окажется принципиально иной.
В последние два года Россия делает вид, что украинская «труба» ей не так уж интересна. У РФ ведь уже есть готовый «Северный поток», а также создаваемый «Южный поток» (предполагается, что суммарно они смогут обеспечить транзит до 130 миллиардов кубометров в обход Украины) и недавно анонсированный «Ямал — Европа II» (через Беларусь и Польшу).
Согласно резонансному правительственному законопроекту, Кабмин получит право самостоятельно проводить приватизацию активов НАК «Нафтогаз України» |
Правда, с «Южным потоком» не всё так просто. Реализация проекта наталкивается всё на новые сложности. Так, в апреле 2013 года премьер Болгарии Марин Райковпотребовал от российской стороны пересмотреть условия участия его страны, мотивируя тем, что предыдущее правительство заключило контракт на невыгодных условиях.
Конечно, украинская «труба» Москве очень нужна, ведь через нее сегодня идет до двух третей российского экспортного газа в Европу. Однако «Газпрому» активно не нравятся принципы энергохартии. А Украина обязалась до 2015 года внедрить у себя так называемый третий энергопакет хартии.
Сотрудник российского МИД, близкий к переговорному процессу, сообщил «Эксперту»: одна из ключевых преград для создания на базе нашей ГТС газотранспортного консорциума (причем неважно с каким количеством участников) — это как раз членство Украины в Европейском энергетическом сообществе (ЕЭС). «Свод директив третьего энергопакета предполагает запрет на то, чтобы одна и та же компания занималась добычей, транспортировкой и продажей энергоресурсов. Это означает, что подобные требования могут предъявить и “Газпрому” в странах, которые решат целиком выполнять эти директивы. Россия неоднократно заявляла, что принятие подобных норм создает риски не только для “Газпрома”, но и для стабильности всего европейского рынка. Если Украина имплементирует эти директивы, для нас вхождение в консорциум на правах аренды, как и инвестирование в модернизацию ГТС, представляется очень рискованным проектом», — сообщил дипломат.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер считает, что Украина незаконно импортирует из Европы российский газ по «непрозрачным бумажным схемам» |
В конце марта этого года подобное заявление сделал и российский премьер Дмитрий Медведев. По его словам, РФ войдет в консорциум, если Украина предоставит Москве гарантии, «при которых Россию при определенных событиях не выставят из этого консорциума или не признают его несоответствующим тем или иным, например, европейским правилам».
Российские дипломаты обращают внимание на то, что инвесторы готовы вкладывать деньги, как правило, в проекты, которым предоставляется исключительный статус, выводящий их из-под третьего энергопакета, и где есть четкие гарантии как поставщиков и транзитеров топлива, так и сбыта. К подобным проектам относится сейчас «Северный поток».
Источники «Эксперта» утверждают, что сегодня Россия выступает категорически против появления среди собственников ГТС какой-либо третьей стороны. Из последних подтверждающих аргументов — заявление посла Российской Федерации в Украине Михаила Зурабова на брифинге 29 апреля 2013 года. Посол сказал, что создание консорциума с участием Европы является «сомнительным», поскольку европейская сторона сокращает потребление российского газа, а потому не может гарантировать импорт четко обозначенных объемов газа за конкретный период.
Западные политики уверяют: консолидация активов в руках «Газпрома» и развитие его собственной трубопроводной сети свидетельствуют, что у России впервые после распада Советского Союза появились действенные рычаги для влияния на Европу. Это не совсем так — доходы страны от продажи газа и нефти составляли около 70% валютной выручки в 1999 году, еще при президенте Борисе Ельцине.
Правильнее было бы говорить о том, что Путин на посту президента вернул газовые и нефтяные активы под контроль государства, чтобы страна могла не только зарабатывать деньги, но и использовать энергетическое оружие в политических целях. Кстати, именно газовая экспансия стала одной из причин обострения отношений между Кремлем и Белым домом времен Джорджа Буша-младшего, когда вице-президент США Дик Чейни открыто обвинял РФ в шантаже Украины, Грузии и Молдовы с помощью поставок газа. АдминистрацияБарака Обамы, объявившая курс на «перезагрузку» отношений с Россией, старается подобных пассажей избегать.
Паллиативные решения
Юрий Бойко традиционно ездит в Москву договариваться — то о газе, то о Таможенном союзе |
По мнению Ростислава Ищенко, директора Центра системного анализа и прогнозирования, единственным реальным решением большинства проблем украинской экономики, в том числе и путем радикального снижения цены газа, является вступление Украины в Таможенный союз и отказ от подписания договора о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Все иные альтернативы, по мнению эксперта, «являются паллиативными и краткосрочными».
«Приняв законопроект о разделе НАК, украинская власть лишь в очередной раз сделала вид, что может быть договороспособной. Теперь с нашими топ-чиновниками снова попробуют поговорить и в Москве, и Брюсселе. Но то, что ситуация патовая, и других вариантов больше не существует, было ясно много лет назад», — говорит Ищенко.
Константин Бородин, до недавнего времени заместитель директора департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго, признает, что если в течение ближайших месяцев по ГТС не будет найден компромисс с «Газпромом», российский монополист не сможет заморозить обходные проекты, и лет через пять Украина останется без газового транзита.
«С 2009 года, в связи с вводом “Северного потока”, транзит газа по нашей ГТС упал на 30 процентов. В ближайшие год-два мы рискуем скатиться до 50–60 миллиардов кубометров, хотя система рассчитана почти на 200 миллиардов кубов. Как только “Газпром” запустит одну из проектных ниток ”Ямал-Европа II” или ”Южного потока”, наша газотранспортная система перейдет из прибыльного актива в режим транспорта сугубо для внутренних нужд», — говорит он.
Правда, у украинской ГТС есть принципиальное преимущество — наличие подземных газохранилищ, которыми пока не может похвастать ни один из российских обходных проектов и которые интересны европейским компаниям для резервирования запасов (см. «Рановато в музей»).
Эксперт-Украина, №18-19 (390) 20 мая 2013 г.