“American Airlines”, “United Airlines”, “Delta Air Lines”, “US Airways”. Ведущие авиакомпании США, входящие в число крупнейших мировых авиаперевозчиков. За плечами у каждой из них – богатая история, насчитывающая по 70-90 лет, тысячи ежедневно выполняющихся рейсов по сотням направлений, широкая известность и популярность, а также…банкротство. Да, каждая из этих авиакомпаний в свое время прошла через подобную процедуру. Причем, с позитивным результатом.
Началось же все с “Continental Airlines” (не так давно она объединилась “United Airlines” в одну компанию, работающую под брендом “United Airlines” и с использованием логотипа “Continental Airlines”), которая 23 сентября 1983 года объявила себя банкротом, а 30 июня 1986 года официально вышла из состояния банкротства, вписав себя в историю гражданской авиации США как первый авиаперевозчик, использовавший такой способ своего финансового оздоровления.
В Украине “первой ласточкой” стал “АэроСвит”: 29 декабря 2012 года Хозяйственный суд Киевской области начал производство по делу о банкротстве авиакомпании, назначил распорядителя ее имущества и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Отметим, что инициатива исходила от самого авиаперевозчика, оказавшегося в весьма сложном финансовом положении. Потому-то “АэроСвит” и подал иск в суд, воспользовавшись нормами Закона Украины “О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом”, намереваясь провести санацию и восстановить активную операционную деятельность. Казалось бы, государство должно приветствовать такую позицию руководства компании, в которой ему по-прежнему принадлежит (через Фонд госимущества) 22,4% акций, и помогать в столь нелегком деле.
Но вместо этого, 16 января 2013 года Государственная исполнительная служба арестовала все денежные средства “АэроСвита” на его счетах в 9-ти отечественных банках, во исполнение постановления Хозсуда Киевской области по иску к авиаперевозчику некоего ООО “Транс-Аэро-Хэндлинг”. Очень странное решение. Мало того, что оно грубо нарушает ряд статей Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Законов Украины “О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом” и “Об исполнительном производстве”, так еще и дает повод усомниться в бескорыстии этих “борцов за справедливость”.
Судите сами. По состоянию на конец 2012 год общая задолженность “АэроСвита” превышала 4,2 млрд. грн., из которых долг перед “Транс-Аэро-Хэндлингом” – порядка 5 млн. грн., т.е. 0,12% от всей суммы. Однако, исполнительная служба почему-то стала защищать интересы лишь одного этого кредитора, попирая права остальных.
Кстати, несколько дней спустя, Арбитражный суд Москвы отказал в удовлетворении ходатайства ЗАО “Топливо-заправочный комплекс “Шереметьево”” об обеспечении своего иска к “АэроСвиту” в виде наложения ареста на денежные средства авиаперевозчика, которые находятся или поступят в будущем на его расчетные счета. А ведь речь идет о возврате долга в 1,4 млн. долл., к тому же, 25%+1 акция “ТЗК “Шереметьево”” принадлежит российскому государственному (на 83,04%) аэропорту “Шереметьево”. И, несмотря на это, суд отказал с мотивировкой: “В отношении ответчика (“АэроСвита” – Авт.) возбуждено дело о банкротстве, и ответчик находится в затруднительном финансовом положении”. Наглядный пример объективности и четкого следования букве закона.
В конце минувшей недели “АэроСвиту” удалось-таки добиться снятия ареста со своих счетов, но то, что на протяжении определенного периода времени денежные средства авиакомпании были “заморожены”, серьезно затрудняло ее деятельность и нанесло дополнительный ущерб.
А тут еще и различные ведомства, словно сговорившись, разом начали требовать от “АэроСвита” предоставить им “необходимую информацию”, причем, в огромных объемах и в сжатые сроки. Так, Антимонопольный комитет обратился с просьбой предоставить “краткую справку о состоянии дел”, где следовало подробно изложить: статус процедуры банкротства; текущее и дальнейшее выполнение рейсов; развитие событий с потребителями, рейсы которых не состоялись/состоялись несвоевременно (выплата компенсаций и т.д.); дальнейшие планы авиакомпании. На выполнение была отведена половина рабочего дня. Непонятно, когда и как сотрудникам “АэроСвита” заниматься своей непосредственной работой, если им приходится срочно готовить подобные “справки”, “отчеты”, “информации”, “материалы” и т.п., необходимость которых вызывает большие сомнения…
В сложившейся ситуации лишь один документ имеет по-настоящему важное значение – Стратегический план выхода авиакомпании из кризисной ситуации на основе процедуры санации. Он будет внесен на рассмотрение и утверждение акционерами “АэроСвита” в ближайшее время. План предусматривает значительное сокращение операционных затрат и постепенный выход из зоны убыточности. Часть операций будет передана на аутсорсинг, вследствие чего изменится структура авиакомпании. Также произойдет ее реорганизация и сокращение штата. Одним из инструментов сохранения “АэроСвита” могла бы стать дополнительная эмиссия акций с участием всех акционеров, включая государство в лице Фонда госимущества. А выделение через государственные банки стабилизационного кредита позволило бы восстановить платежеспособность, оптимизировать операционную деятельность, сохранить трудовой коллектив и оперативно погасить наиболее критическую часть долговых обязательств.
Закончим на оптимистической ноте – важным и обнадеживающим является совпадение позиций руководства “АэроСвита” и профильного министерства: нельзя допустить ликвидации авиакомпании. Ведь речь идет о единственном отечественном авиаперевозчике, выполняющем дальнемагистральные рейсы и обеспечивающем наибольший вклад в развитие транзитных авиаперевозок через Украину. Это позволяет надеяться на поддержку со стороны государства, без которой нельзя успешно провести санацию и реформирование “АэроСвита”, чтобы он смог подняться на прежние высоты.