Когда в январе 2020 года по инициативе президента Владимира Зеленского была введена программа кредитования 5-7-9%, ее провозгласили как способ сделать предпринимательство доступным для простых украинцев.
Замысел был прост. Банки будут кредитовать малый и средний бизнес по рыночным ставкам. Государство возьмет на себя часть процентных платежей, так что заемщику придется платить только 5, 7 или 9 процентов по кредиту – вместо 11% плюс стоимость не субсидированного кредита. Как информируют Экономические новости, об этом пишет The Kyiv Post.
Спустя почти два года банки выдали в рамках программы кредитов на сумму 2,6 миллиарда долларов, а правительство выделило около 230 миллионов долларов.
Банки настаивают на том, что программа крайне важна для помощи частному сектору, но эксперты утверждают, что большая часть финансирования поддерживает бюджеты уже существующих фирм.
По словам экспертов, условия для получения 5-7-9% финансирования были слишком жесткими, и большинство стартапов не прошли отбор, поскольку у них не было активов, которые можно было бы предоставить в качестве залога.
Финансовый эксперт Алексей Кущ скептически оценивает реальную ценность программы для экономики.
“Лучше бы они отдали эти деньги пенсионерам”, — заявил он.
Антикризисные кредиты
Йоханнес Андерсен, гражданин Дании, который живет в Украине и руководит небольшим предприятием Faro, производящим продукты питания премиум-класса для супермаркетов, рассказал, что невозможность найти кредиты на приемлемых условиях мешает его бизнесу и наносит ущерб экономике в целом.
“Отсутствие доступа к капиталу тормозит экономику на протяжении десятилетий”, — сказал Андерсен. “Это один из главных факторов, препятствующих общему восстановлению постсоветской экономики после 1990-х годов”.
Программа 5-7-9% была призвана обеспечить столь необходимые денежные вливания в экономику, печально известную своей высокой стоимостью капитала.
Программа позволяла компаниям с оборотом более $1,9 млн. занимать деньги у банков по ставке 9%, в то время как компании с оборотом менее этой суммы платили от 5 до 7% процентов. Чем больше сотрудников было на предприятии, тем ниже была ставка.
Хотя Кущ уже давно является сторонником программы субсидированных кредитов, он сказал, что схему 5-7-9% следует прекратить, она не соответствует своему назначению, так как деньги идут не туда, куда нужно. Только 300 миллионов долларов было выдано новым предприятиям.
“Примерно треть кредитов идет на рефинансирование старых долгов”, — сказал он. “Никакого мультипликативного эффекта для украинской экономики от этого нет”.
Родион Морозов, заместитель председателя правления УкрГазБанка, согласен с тем, что в целом слишком большая часть капитала в размере 5-7-9% идет на рефинансирование. Он подчеркивает, что из 150 миллионов долларов, которые его банк выдал по этой схеме, только 28 миллионов долларов пошли на погашение старых долгов.
“В какой-то момент схема пошла не так, потому что несколько банков начали рефинансировать свои собственные кредиты под 0%”, — сказал он.
Рефинансирование
В июне 12 банков подписали письмо, написанное главой Райффайзен Банка Александром Писаруком, с просьбой к правительству остановить выдачу кредитов, выданных с начала пандемии.
В письме критиковалась схема выдачи кредитов прибыльным предприятиям, которые в них не нуждались, а именно агрохолдингам, у которых в 2020 году был рекордный год.
“Согласно собственной статистике Райффайзен Банка, типичный (5-7- 9%) участник программы может быть описан как полностью функционирующее сельскохозяйственное предприятие, получившее антикризисный кредит или рефинансирование”, — говорится в письме.
По состоянию на 25 октября сельскохозяйственные предприятия получили 44% всех кредитов, выданных по программе 5-7-9%, что составило более 1,1 млрд долларов США.
“В большинстве своем такие компании достаточно устойчивы, не понесли значительных потерь от свертывания хозяйственной деятельности в 2020 году и пытаются легально сократить свои финансовые расходы”.
“Отвечая на вопрос о письме, которое не подписал УкрГазБанк, Морозов выразил скептицизм относительно мотивов банков, подписавших письмо.
“Забавно было узнать, что этой позиции придерживались банки, которые наиболее активно занимались рефинансированием. Как будто они сказали: “Мы получили то, что нам нужно, и все, пора остановиться””.
В ответ на комментарий Морозова, Писарук сказал, что программа 5-7-9% была правильным инструментом для поддержки бизнеса во время кризиса COVID-19. “Опция рефинансирования была самым популярным элементом этой программы среди клиентов всех банков”, — сказал он.
“Она была уместна во время рецессии, но ее следует сократить, как только экономика вернется к росту”.
Кредиты на будущее
Морозов считает, что схема оправдывает себя, несмотря на то, что рефинансирование кредитов было контрпродуктивным и не помогло экономике.
“Она не идеальна, но схема действительно направлена на помощь малому и среднему бизнесу”, — сказал он.
“Компании тщательно проверяются на предмет связей с олигархами и крупными бизнесменами, чтобы они не могли прикрыться малым предприятием и получить таким образом дешевые кредиты”.
Он отметил, что схема была расширена в октябре, чтобы включить индивидуальных предпринимателей, и выразил надежду, что программа будет продолжена после того, как она получит “тонкую настройку”.
“Правительство потратило на эту схему около 230 миллионов долларов… Я не думаю, что это большая потеря для бюджета”, — сказал Морозов.
Не согласившись с ним, Кущ сказал, что проект необходимо остановить, так как его нынешняя неэффективность уничтожает всякое желание в будущем построить хорошо функционирующую систему субсидирования кредитов.
“Люди, ответственные за реализацию этой программы, до прихода к власти выступали против такой политики”.