Экономика

Во сколько Великобритании обойдется выход из ЕС

23 июня Великобритания готовится провести референдум «за» или «против» того, чтобы остаться в составе Европейского Союза. Согласно опросам, проведенным в начале марта, остаться в ЕС предпочли бы 40% британцев, а покинуть союз – 37%. Еще 23% либо не определились с решением, либо вовсе не пойдут голосовать.

По мнению сторон, выступающих против, ЕС тянет Британию вниз, накладывая общеевропейские ограничения на деловую активность. Кроме того, страна платит значительную сумму взносов в европейский бюджет (в 2015 г. взнос Великобритании за членство должен был составить £17,8 млрд., но в рамках договора о пересчете суммы взносов страна заплатила в общей сложности £12,9 млрд.). По мнению евроскептиков, взамен она получает крайне мало (на самом деле, согласно министерству финансов, Великобритания получает назад из европейского бюджета около £6 млрд в год). Основа европейского общежития – свободное движение людей и капитала в рамках союза, и вовсе вызывает сопротивление в рядах евроскептиков.

Сторонники участия Великобритании в ЕС считают, что принцип свободного движения людей и капитала позитивно влияет на британские торговые потоки, а новоприбывшие в страну люди наоборот подогревают экономическое развитие благодаря притоку мозгов и талантов. Сторонники ЕС считают, что Великобритания существенно навредит сама себе, если решит покинуть единый рынок.

Мнения о том, во сколько Brexit (сокращение от “British exit”) обойдется британской экономике, существенно отличаются.

Февральский договор с ЕС – подарок евроскептикам

19 февраля нынешнего года после напряженных переговоров с партнерами по европейскому сообществу, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон добился согласия на особый статус своей страны в рамках ЕС. Особенность статуса предполагает следующие уступки британским евроскептикам.

Во-первых, пособия для детей мигрантов, а также самих мигрантов, прибывших в Великобританию, могут быть пересмотрены и ограничены в течение первых четырех лет их пребывания в стране. Во-вторых, Великобритания может сохранить национальную валюту в рамках ЕС без дискриминации по принципу «единой валюты», то есть финансовая система страны не будет подвергаться регулированию общеевропейских органов. В-третьих, коллеги по ЕС согласились признать нежелание Великобритании стремиться к большей интеграции в рамках союза. В-четвертых, было согласовано так называемое правило «красной карточки» для национальных парламентов – если 55% национальных парламентов стран ЕС выступают против общеевропейского законопроекта, он должен быть пересмотрен. В-пятых, стороны договорились ограничить право на автоматическое свободное передвижение в рамках союза для граждан из стран, не входящих в состав ЕС, но состоящих в браке с гражданами стран союза.

Эти характеристики «особого статуса» Великобритании в рамках ЕС не полностью удовлетворяют изначальные требования британской стороны.

На старте переговоров об особом британском статусе Дэвид Кэмерон предлагал утвердить запрет на пособия мигрантам из других стран ЕС, обеспечить «равные условия на внутреннем рынке» для всех стран союза (в ответ на опасения Франции о стремлении британской стороны обеспечить конкурентные преимущества для лондонского Сити), а также устранить ряд бюрократических барьеров в финансовом секторе.

Согласно информации исследовательской компании YouGov, британское общество восприняло финальное соглашение об особом статусе страны как недостаточное. Общественность позитивно восприняла отдельные пункты соглашения, в частности ограничения выплат мигрантам из других стран ЕС (67% поддержки) и ограничение выплат пособий детям мигрантов (69% поддержки), но в целом соглашение получило негативную оценку в самой Великобритании. В результате, после заключения февральского соглашения, общественное мнение качнулось в сторону «против» того, чтобы страна оставалась в ЕС. Впрочем, этот эффект был кратковременным, – свидетельствуют эксперты исследовательской компании, – и в большинстве своем стал результатом негативного освещения соглашения в прессе. На настоящий момент большинство опрошенных считают, что Великобритания больше потеряет, если покинет ЕС. И голосование «против» негативно скажется на количестве рабочих мест в стране, на британской экономике в целом и на влиянии Великобритании в мире.

Экономические сценарии Brexit – плохой и еще хуже

Согласно отчету аналитической группы Open Europe за март 2015 г., если Великобритания покинет Евросоюз 1 января 2018 г. и не сможет заключить соглашения о свободной торговле с другими странами мира, это приведет к падению ВВП страны на 2,2% к 2030 г. Так выглядит наихудший сценарий развития событий. В наилучшем сценарии, после ухода из ЕС Великобритания увидит рост ВВП на 1,6% к 2030 г., но это случится при условии активного внедрения мер дерегуляции национальной экономики и полной открытости к торговым отношениям с прочими странами мира. Таковы два крайних сценария развития событий в случае ухода страны с единого европейского рынка.

Однако в Open Europe более реалистичными считают промежуточные сценарии. В наихудшем варианте Великобритания потеряет ориентировочно 0,8% ВВП к 2030 г. в случае заключения всеобъемлющего соглашения о торговле с ЕС и отсутствия других мер. В наилучшем   она увидит 0,6% роста ВВП к 2030 г., если в дополнение к этому соглашению заключит торговые договоры с другими странами мира и внедрит меры дерегуляции.

Министерство финансов Великобритании в этом вопросе более категорично и его аналитика имеет «апокалипсический» оттенок. Так, по словам министра финансов Джорджа Осборна, выход страны из ЕС приведет к падению британского ВВП на 6% к 2030 г. Каждому домохозяйству это обойдется ориентировочно в £4,300 в год. Об этом свидетельствует аналитический отчет, представленный министерством в апреле текущего года. Согласно отчету, у Великобритании в случае выхода из европейского сообщества есть три сценария с соответствующими «ценами за выход».

Норвежский сценарий предполагает, что страна останется частью европейского экономического пространства, сохранит доступ к единому свободному рынку союза, и вынуждена будет подчиниться ряду правил Брюсселя. В этом случае ее ждет падение ВВП на 3,8% (в сравнении с тем, если бы страна осталась в ЕС), в год каждому домохозяйству это обойдется в £2,600, в налогах страна потеряет £20 млрд. в год.

Канадский сценарий предполагает, что Великобритания подпишет двустороннее торговое соглашение с ЕС (как поступила Канада). В этом случае страна потеряет 6,2% ВВП, для домохозяйств это обойдется в £4,300 в год, а в налогах британцы потеряют £36 млрд. в год.

Сценарий ВТО предполагает, что Великобритания не станет заключать отдельное соглашение с ЕС, но будет ориентироваться на условия и тарифы ВТО. В рамках такого сценария она потеряет 7,5% ВВП, для домохозяйств сценарий обойдется в £5,200 в год, в налогах страна потеряет £45 млрд. в год. Кроме того, министр финансов предупредил о перспективе сокращения расходов бюджета на такие сферы, как образование и здравоохранение, в размере около £36 млрд. в случае выхода Великобритании из союза.

Среди угроз выхода Великобритании из ЕС называют также обесценивание национальной валюты и потерю доверия инвесторов. Эти тенденции уже можно наблюдать вследствие неопределенности вокруг перспектив исхода референдума.

Так, согласно апрельскому отчету МВФ по прогнозам развития мировой экономики, в последнем квартале 2015 года британский фунт обесценился на 7% в частности вследствие опасений потенциального Brexit.

В рамках ожиданий Фонда, в нынешнем году ВВП страны упадет до 1,9% (в сравнении с 2,2% в 2015 г. и 2,9% в 2014 г.). К 2017 г. этот показатель восстановится до 2,2%. На рост ВВП будет влиять внутренний спрос, активный рынок недвижимости и низкие цены на энергоносители. Эти факторы компенсируют влияние неопределенности, связанное с перспективами выхода из ЕС, говорится в отчете.

Но в целом МВФ прогнозирует, что потенциальный Brexit может привести к ряду негативных последствий как для Европы, так и для самой Великобритании. Поскольку переговоры с европейскими партнерами после выхода страны из союза, вероятнее всего, затянутся, это приведет к длительному периоду неопределенности, что негативно отразится на настроении инвесторов и усилит волатильность финансового рынка. Фонд также считает, что уход Великобритании с единого рынка снизит объемы торговли, уменьшит финансовые потоки, нивелирует преимущества, которые страна получила от интеграции и экономического сотрудничества в виде экономии на масштабе и эффективной специализации.

Екатерина Федоришина