Экономика

Владимир Лановой: «Вступление в Таможенный союз будет катастрофой для Украины»

Владимир Лановой, Президент Центра рыночных реформ, рассказал «і» о том, как вступление в Таможенный союз скажется на экономике страны, бизнесе олигархов и повлияет на жизнь простых украинцев, описал преимущества вступления в ЕС.

Вопрос: Если мы присоединимся к Таможенному союзу, как это скажется на экономике страны?

Ответ: Присоединение к Таможенному союзу с теми параметрами регулирования, которые там действуют, приведет к следующему. Украинские сырьевые предприятия, металлургия, железорудная и угольная промышленность, теплоэнергетика — все они обанкротятся, потому что россияне выпускают такую же продукцию, как и Украина, только гораздо дешевле. То, что Азаров говорил об угрозах закрытия наших предприятий в случае присоединения к ЕС — это неправда, все как раз наоборот, с обратным знаком.

Вступление в ТС приведет к остановке наших сырьевых предприятий, которые преобладают, они станут неконкурентоспособными по сравнению с российскими. Почему? Потому что на восточных просторах значительно лучше условия добычи, и государство дополнительно субсидирует соответствующие предприятия поставкой дешевого топлива и энергии.

С одной стороны, чтобы дешевые топливо и сырье не уходили за границу, правительство начисляет огромные пошлины при экспорте этой продукции. С другой стороны, при импорте иностранных изделий Россия применяет высокие импортные пошлины, особенно при ввозе техники, автомобилей, одежды, обуви и др., защищая свои атавистические предприятия. Вот какую страну, несмотря на игнорирование ею всех правил свободной торговли, введенных в мире после Второй мировой страны, приняли в ВТО. И вот с этой страной нам предлагают объединяться. Но этого не может произойти.

Интеграция — это создание возможностей для увеличения экспорта каждой из объединяющихся стран. А здесь нас ожидает таможенный колпак, под которым находится российская экономика, основанная на огромных пошлинах при экспорте сырьевой, топливной и энергетической российской продукции. Эти пошлины позволяют, во-первых, забирать у предприятий и концентрировать в бюджете прибыли экономики (что дает возможность автократической власти заниматься государственной гигантоманией, строительством новых трубопроводных потоков, в том числе вокруг Украины, и безудержной гонкой вооружений), а во-вторых — отрезать предприятия от международных рынков и направлять свою продукцию на внутренний рынок России.

Нас хотят завести под этот колпак для того, чтобы мы тоже жили по их законам, начисляли те же огромные экспортные пошлины, и в результате наши заводы утратили возможности экспортировать свою продукцию. А поскольку на внутреннем рынке ТС украинская продукция топливно-энергетического и сырьевого профиля будет дороже российской, то наши предприятия не смогут перейти на эти внутренние рынки ТС.

В: На Россию приходится 35% нашего внешнего товарооборот, на соответствующих предприятиях трудится 400 тыс. человек, если добавить членов семьи, то получим 1-1,2 млн. человек, которые могут лишиться средств к существованию в результате торговой блокады Россией. Что с ними будет?

О: Цифра 35% не является правдивой. Импорт из России в Украину составляет 35-40%, а из Украины в Россию 15%. Кроме того, возрастание «объемов» торговли до таких цифр связано с ростом цен на газ почти в 10 раз. Физически объем покупок упал. Если вычеркнуть этот фактор (российский газ), то у нас товарооборот будет не такой и большой — 10-15 % от общего объема.

А то, что Россия готова заминировать нашу взаимную торговлю, не свидетельствует о ее желании интегрироваться с нашей экономикой. Скорее всего, восточный сосед не хочет нас пускать в ТС (ведь он нам отказал во всех форматах участия), но в то же время он любыми способами хочет преградить нам путь в Европу. Россию устраивает ситуация, когда мы покупаем российские автомобили и в то же время оплачиваем газ по ценам с огромными экспортными пошлинами.

Мы просто не можем перейти на российскую модель потому, что у нас прямые торговые связи с 60 странами мира. А если мы перейдем на российскую модель, то будем торговать только с Москвой. Это будет развал, ассимиляция, растворение наших предприятий в российском море. Я считаю, что все это — Советский союз чистой воды, та же модель.

С Европейским союзом у нас нет конкуренции. У них другая структура производства, они не производят сырье. Они производят высокотехнологичные изделия, и это будет взаимодополнение, а не конкуренция.

Российский бизнес все подавит и закроет украинские предприятия. Украинцы, проживающие на Востоке, будут вынуждены ехать в Россию и становиться просто дешевой рабочей силой. Если Украина попадает под таможенный колпак, российский бюджет будет рушиться, так как в него не будут поступать таможенные пошлины, которые мы платим сейчас, когда покупаем их товары. Это просто бессмыслица для самой России. Это уничтожение собственной экономики, а заодно и украинской.

В: Как присоединение к ТС скажется на бизнесе олигархов?

О: Вступление в Таможенный союз будет катастрофой для Украины. Бизнес олигархов провалится также, они все обанкротятся. Весь Ахметовский угольно-металлургический, энергетический альянс закроется, поскольку уголь в России в 4 раза дешевле, в то время как у нас — самый дорогой в мире. Если мы вступим в ТС и экспортную пошлину снимут, то уголь из России будет для нас намного дешевле. И тепловые станции, и все металлургические комбинаты начнут закупать российский уголь.

В: Если Янукович договорится о газе за $200, то снизят ли цену для населения в два раза?

О: Зачем нам этот газ в таких объемах — по 40 миллиардов кубометров в год? У нас 20 миллиардов собственного газа. Вместе — 60. Газ в таких объемах нам не нужен. Пусть он будет стоить и $400, но нам нужно покупать не более 10-12 миллиардов. Для России — это фиаско, если Украина будет покупать не 40, а 10 миллиардов. У них лопнет вся их система, все доходы провалятся. Поэтому они нас так трясут и держат, в противном случае у них остановится добыча газа на многих скважинах и иссякнут поступления в бюджет.
В случае дешевого российского газа химические предприятия Фирташа станут суперприбыльными, будут иметь 5-кратные прибыли, будут перерабатывать газ в минеральное удобрение, и продавать за границу. Что от этого Украине и населению? Что изменится в коммунальном секторе, бытовом секторе газопотребления? Ничего не изменится.

В: Какие преимущества Вы бы могли назвать при подписании соглашения об Ассоциации с ЕС?

О: Во-первых, увеличивается количество потребительских товаров различного типа, класса, качества и назначения. Рынок начнет работать на потребление. При тех же зарплатах мы станем жить лучше. Украинские предприятия будут включены в кооперации европейских предприятий. И в отличие от российских предприятий, европейские производители являются конкурентоспособными в мире.

Во-вторых, будут введены нормы и механизмы конкуренции и подавления монополистических злоупотреблений. Параллельное высвобождение и стимулирование предпринимательства откроет возможности инновационных усовершенствований и структурных перемен в пользу современных производств. Это расширит часть высокооплачиваемых рабочих мест и повысит прибыльность экономики.

В-третьих, будут устранены административные барьеры и возникнут прозрачные и открытые международные финансовые отношения. Это означает прямые платежи, кредиты, торговля фондовыми ценностями, взаимосвязь между биржами, единые платежные системы, отсутствие лицензий регистраций для иностранных банков, страховых, инвестиционных и брокерских компаний. Это значит приток капитала, включение страны в общий финансовый рынок Европы во всех его составляющих: и в валютном взаимодействии, и в кредитной, и депозитной, и страховой, и фондовой частях.

Это все, чего нам не хватает, и без чего мы не можем развиваться.

Екатерина Лысенко